В.А. Дудин. Православные приходы в Чалове

Чаловская Николаевская и Богородицерождественская церкви.

Основной духовной, организационной и административной единицей Православной церкви, а также центром общественной жизни и притяжения местного населения в России всегда был приход. В сельской местности границы прихода чаще всего охватывали исторически сложившуюся территорию волости или ее часть. Центром прихода был храм, а пастырем и духовным отцом – приходской священник.

По мнению А. В. Камкина: «Все начиналось с осознанной потребности иметь христианский храм рядом с жильем, ощущать помощь Божию в трудах и помыслах, дополнять свои будни и праздники молитвой» [1].

Ярким примером, отражающим роль православного храма в формировании культурного ландшафта одной из волостей Тотемского уезда (ныне Солигаличский район), служила Чаловская Николаевская церковь в селе Чалово.

Восстановление ее истории важно для понимания роли, какую она сыграла в истории и развитии прихода, села, и для возрождения православных традиций.

Церковь Чаловского улусца Толшменской волости, во имя святителя Николая Чудотворца (Чаловская Николаевская церковь) — впервые упоминается в 1755 году в окладной книге монастырей и церквей Великоустюжской епархии (с 1682 года церкви Тотемского уезда относились к Великоустюжской епархии). Но это не говорит еще о дате её основания.

Солигалич, храм, Чалово, Дудин В.А.
Николаевская церковь, Чалово. Фото С.А. Орлова. Нач. 20 в.

Церковь была построена гораздо раньше, скорее всего в конце 16 века, и сначала в деревянном исполнении. Церковь располагалась в непосредственной близости от нынешней, еще сохранившейся до наших дней деревни Трофимово, и имела один престол во имя святителя Николая Мирликийского. Первое слово в названии церкви относится к погосту Чалово и Чаловых Гор, как было принято называть эту местность в старину.

В 1790 году рядом с главным храмом была построена еще одна каменная церковь с колокольней – Богородицерождественская Чаловская, также с одним престолом – Рождества Пресвятой Богородицы.

Солигалич, храм, Чалово, Дудин В.А.
Храмовый комплекс с. Николо–Чалово. Николаевская (слева) и Богородицерождественская (справа) церкви. Фото С.А. Орлова нач. 20 в.

Если в 1788 году, в округе, приписанной к Чаловской Николаевской церкви, насчитывалось 744 прихожанина, то в 1868 году — 1615, в 1897 году – 2115, или в три раза больше [2]. В 1897 году доход Чаловской Николаевской церкви составил 398 рублей, Совдюжской Христорождественской, расположенной рядом – 610 руб. 15коп.

Солигалич, храм, Чалово, Дудин В.А.
Богородицерождественская церковь. Фото 2013 г.

Богородицерождественская церковь, находящаяся сегодня в руинах, а также Чаловская Николаевская (главная), полностью уничтоженная в советское время, и её приход, в разное время относились к волости Толшма Чаловского улусца, Чаловской волости, Трофимовской волости Тотемского уезда, Трофимовского сельсовета Солигаличского района.

Как и положено, по тотемскому «канону», кирпичный, покрытый снаружи известковой обмазкой Богородицерождественский храм в Николо-Чалове выстроен без использования внутренних столпов, с очень крутым углом подъема перекрытий, что оставляет ощущение легкости и изящности не только при взгляде снаружи, но и изнутри.

Из описания интерьера Богородицерождественской церкви:

«Одной из характерных деталей, делающих храмы этого типа столь непохожими на другие, являются декоративные орнаменты в стиле барокко, образованные невысоким кирпичным рельефом и называемые картушами (в переводе с французского — орнаментальный завиток). Здесь, в Николо-Чалове, картуши можно увидеть в их полной красе в простенках между окнами первого и второго света южной и северной стен храма, а также под арками звона верхнего яруса колокольни. Менее изощренные орнаменты расположены, к примеру, над окнами второго света и на нижнем ярусе колокольни.

Симметричная осевая композиция здания состоит из четверика храма с пятигранной в плане апсидой, в квадратной в плане трапезной и трехъярусной колокольни. Высокий двусветный четверик храма с полуглавиями на всех фасадах первоначально имел пятиглавое завершение. Апсида и трапезная значительно ниже и несколько уже храма. Два нижних столпообразных четверика колокольни поддерживают высокий восьмигранный ярус звона, завершенный глухим граненым барабаном. Её по барочному массивный силуэт соответствует укрупненным пропорциям собственного храма.

В декоре использован традиционный для тотемского барокко, набор деталей, выполненного из тесанного и лекального кирпича.

На боковых фасадах четверика храма, получивших трехосевые композиции, одинарные пилястры поставлены в простенках между окнами. Высокие прямоугольные окна имеют перспективные рамочные наличники. Широкие с замкнутым контуром картуши, образованные завитками и спиралями, помещены в простенках между окнами первого и второго света на боковых фасадах четверика храма, а также под арками звона верхнего яруса колокольни. Фасадное убранство дополняют профиль, проходящий по цоколю здания, плоские постаменты угловых пилястр, украшенные фигурными панелями, и миниатюрные шестилепестковые розетки, выложенные в тимпанах картушей на боковых фасадах храма. Два арочных дверных проема на западном фасаде колокольни – большой центральный и значительно уступающий ему по размерам вход на внутристенную лестницу – оформлены перспективными порталами.

Четверик храма перекрыт восьмидольным, с зауженными диагональными гранями сомкнутым сводом со световым кольцом в щелыге. Благодаря чрезвычайно высокой стреле подъема перекрытия, внутреннее пространство воспринимается свободным и просторным. Апсида перекрыта граненым сомкнутым сводом с распалубками, трапезная – лотковым сводом с распалубками, а нижний ярус колокольни – сомкнутым. Лестница, ведущая на верхние ярусы, проложена в толще кладки южной стены.

В храме остались фрагменты клееной живописи 1-й пол. 19 в. прописанной маслом, тяготеющей к академической манере. В простенках между окнами второго света в круглых медальонах помещены поясные фигуры евангелистов, в простенках между окнами первого света изображены четыре канонизированных митрополита в рост.

От первоначального барочного иконостаса храма сохранились только верхние яруса с фрагментами карнизов, украшенных сухариками, резными пальметтами и модульонами [3].

Толшменская Алексеевская церковь.

Согласно исследованию Н.М. Македонской, в 17 веке, в непосредственной близости от деревни Трофимовской (Трофимово), на левом берегу реки Толшмы в её верховьях находилась Игошевская Алексеевская пустынь. Ныне – это бывший населенный пункт Игошево Верхнетолшемского поселения Тотемского района Вологодской области. До 1938 года село Игошево входило в состав Трофимовской волости, а затем Трофимовского сельсовета.
Основал пустынь старец Спасо-Суморина монастыря Савватий. Он получил царскую грамоту на владение землями по Толшме от речки Островная до речки Войманга, построил церковь преподобного Алексия человека Божия.

В 1663 году пустынь называлась Новой Алексеевской, и Савватий был в ней строителем. В этом году половину монастырских земель он передал крестьянам Дмитрию Герасимовичу Федотову и сыну его Андрею с условием в пустыни жить, при церкви служить. Около 1670 года Савватий скончался. В 1683 году часть своих земель Андрей Дмитриев отдал попу Симеону.

Со смертью строителя Савватия прекратила своё существование и обитель. Фактическими владельцами земель бывшей пустыни были поп Симеон Алексеев, дьячок Андрюшка Дмитриев и пономарь Егорко Андреев, проживающие в Игошеве. На речке Медянке стояла теплая деревянная церковь с трапезной и колокольней. Главный престол освящен во имя преподобного Алексия человека Божия, придел – Николая Чудотворца.

Согласно указу архиепископа Великоустюжского и Тотемского Александра попу Симеону с коллегами было разрешено пользоваться землями пустыни и строить новую церковь взамен обветшавшей.

По бумагам пустыня ещё существовала в 1697 году, но вскоре она была упразднена.

Деревянная двупрестольная двухэтажная Алексеевская церковь с приделом Николая Чудотворца, построенная прихожанами в 1787 году, сгорела в середине 19 века. Каменная Алексеевская церковь состояла из теплого и холодного храмов в одном здании с колокольней в одной связи.

В теплом храме в 1868 году был освящен главный престол во имя преподобного Алексия человека Божия, в 1871 году — придельный престол во имя святителя Николая Мирликийского. В холодном храме в 1877 году освящен престол Успения Пресвятой Богородицы. В 1788 году прихожан Алексеевской церкви было 230 человек.

В 1868 году Алексеевская церковь была бесприходной и входила в приход Николаевской Чаловской церкви. В дальнейшем приход Алексеевской Толшемской церкви составляли село Игошево и деревня Тетеревиха Трофимовской волости, деревни Косиково и Чертовское Никольской волости Тотемского уезда [4].

В настоящее время Алексеевская церковь выглядит так:

Солигалич, храм, Чалово, Дудин В.А.
Толшменская Алексеевская церковь. Фото 2013г.

К 1866 году Чаловская Николаевская церковь имела в своей собственности земельные наделы площадью 36 десятин и платила церковную дань в сумме 3 руб. 13 коп. ежегодно [5].

В 1874 году Николаевская (главная) и Алексеевская (приписная) церкви (с. Игошево) по-прежнему входили в один Чаловско – Толшменский приход. В штате состояли один священник, его помощник и два псаломщика [6].

В 1897 году в приход Толшменской Алексеевской церкви входили 754 прихожанина, при этом церковь получила доход в сумме 255 руб. 70 коп.

Если в 1788 году, в округе, приписанной к Николаевской церкви, насчитывалось 744 прихожанина [7], в 1875 году — 2003 человека, то в 1903 году — 2609 или почти в четыре раза больше.

Воскресенская церковь с. Якшино.

В связи с тем, что в конце 30-х годов прошлого столетия село Якшино было включено в состав Трофимовского сельсовета, уместно будет знать и об истории церкви Воскресения Иисуса Христа (Воскресенская), располагавшейся на погосте Якшино. В разное время это место называли Беляки, погост Якшино, село Воскресение.

Солигалич, храм, Чалово, Дудин В.А.
с. Якшино. Воскресенская церковь. Фото нач. 20в.

Церковь Воскресения, каменная, с каменной колокольней и оградой была построена на средства прихожан в 1795 году и состояла в седьмом классе 2-го Солигаличского благочинного округа. В церкви имелось три престола: в честь Воскресения Христова, в честь св. Архистратига Михаила и бесплотных Сил, и в честь преп. Сергия Радонежского, чудотворца.

В 1862 году церковь имела в собственности 33 десятины земли. В приходе церкви находились пять населенных пунктов, 57 дворов, в которых проживали 554 человека, из них мужчин – 235, женщин – 319. В штате церкви состояли один священник и дьячок. Штатный притч получал жалование в сумме 96 рублей в год [8].

В 1910 – 1911 годах церковь имела усадебной земли площадью 1 дес. 950 кв. саж, пахотной земли – 28 дес. 1540 кв. саж, лесной – 2 дес. Вся земля относилась к категории – удобной. Капитал церкви в кредитных билетах составлял 1391 руб. 5 коп. Жалование священнику было установлено в сумме 300 рублей в год, а псаломщику — 100 рублей. Доход от богослужения составлял 350 — 400 рублей ежегодно. У священника был свой дом в собственности, псаломщик проживал в съемной квартире. Приход, как и ранее, состоял из пяти населенных пунктов (в радиусе пяти верст от храма), в которых проживали 1024 прихожанина, из них мужчин – 488 человек, женщин – 536. Основным занятием прихожан было сельскохозяйственное направление с отхожими промыслами (маляры, плотники). В штате церкви числились священник и псаломщик [9].

Из описания интерьера Воскресенской церкви:

«Своеобразная провинциальной архитектуры церковь Воскресения, построена в переходных формах от барокко к классицизму. Во 2-ой половине 19 века кладбище вокруг церкви было обнесено кирпичной оградой, от которой сохранились только ворота по оси церкви, метрах в 50 к востоку от нее. Замечательно живописное расположение церкви, стоящей на высоком холме, в стороне от села. Здание выстроено из кирпича и оштукатурено, в стену восьмерика над апсидой вставлены валуны. Продольно-осевая композиция состоит из пятиглавого храма типа восьмерик на четверике, более узкой пятигранной апсиды, равной четверику по ширине прямоугольной в плане трапезной, трехъярусной колокольни и прямоугольного в плане притвора. Четверик храма, вытянутый вдоль поперечной оси, несет широкий восьмерик, над кровлей которого возвышаются цилиндрические барабаны с луковичными главками. Центральный световой барабан крупнее глухих боковых барабанов.

Квадратные в плане, равные по площади ярусы колокольни образуют столпообразную композицию. Глухой цилиндрический барабан с главкой, переходящей в штиль, не сохранился. Фасады четверика с арочным входом в центре и двумя прямоугольными окнами по стороне – симметричны. Проемы обведены рамочными наличниками с клинчатыми замками и ступенчатыми плоскими сандриками. Верхняя част четверика решена в виде аттика с вписанным в него треугольным фронтоном. Каждая грань восьмерика, за исключением западной и восточной, прорезаны окном с лучковой перемычкой. Рамочные наличники расширены округлыми ушами и завершены треугольными сандриками. Углы восьмерика обработаны огибающими лопатками, венчающий карниз дополнен сухариками. В основании барабанов помещены полукруглые кокошники. Окна апсиды и трапезной оформлены аналогично проемам четверика. Фасады трапезной разделены лопаткой на две неравные части в одно и три окна, что соответствует двум строительным периодам. Ярусы колокольни прорезаны крупными арочными проемами. На первом и втором ярусах проемы фланкированы тосканскими пилястрами, а стены завершены треугольными фронтонами с сухариками в карнизе.

Из храма три проема ведут в апсиду и один в трапезную, помещения которых имеют плоское перекрытие. В первом ярусе колокольни – крестовый свод. В храме сохранились плохо различимые фрагменты масляной живописи, выполненной в 1883 году Николаем Лихачевым (об этом сообщала несохранившаяся надпись на западной стороне апсиды). Проемы изнутри обрамлены профилированными штукатурными наличниками.

Кирпичные ворота – арочные однопролетные – завершены аттиком [10].

В настоящее время ансамбль Воскресенской церкви относится к памятнику архитектуры федерального значения, несмотря на это церковь находится в разрушенном состоянии, и меры по ее реконструкции или консервации не принимаются.

Часовенные приходы.

К 1913 году в Трофимовской волости располагались часовни в деревнях Батурино, Гари, Заднево (Трофимово), Истомино, Погребное, Подболотное, Раменье, Сосновая, Игошево.

В настоящее время не осталась ни одной часовни, а фрагменты одной из них можно увидеть в бывшей деревне Батурино. Часовня была построена между 1906 и 1914 годами в честь иконы Божией Матери «Смоленская». Скромная деревянная часовня принадлежала к типу небольших культовых сельских сооружений. Стены рублены из бревен, перевязанных в лапу, с тесовой обшивкой и окнами.

Солигалич, храм, Чалово, Дудин В.А.
Часовня в д. Батурино. Фото 2013г.

Квадратный в плане сруб завершен четырехскатной тесовой кровлей, которую венчала главка на четырехгранном постаменте. Высокие прямоугольные окна (по два на боковых фасадах) были обрамлены узкими профилированными наличниками простейшей формы, с запада – двустворчатая филенчатая дверь, восточный фасад глухой. В завершении стен – тяжелый гладкий фриз и карниз с широкой выносной плитой [11].

Солигалич, храм, Чалово, Дудин В.А.
Деревня Трофимово. Руины деревянной часовни. Фото 2013г.

В настоящее время предприниматель из Солигалича Сергей Павлович Аносов по собственной инициативе восстанавливает разрушенные культовые сооружения в бывшей Трофимовской волости. И уже многое сделал. Под его руководством проведены работы по благоустройству и планировке территории вокруг Богородицерождественского храма, изготовлены и вставлены в проемы четверика остекленные рамы, закончена реконструкция святого источника под горой Николой, восстановлены подъездные пути к источнику и храму, укреплен на высокой горе памятный знак, олицетворяющий прохождение через это место водораздела, осуществляется строительство православной часовни в д. Трофимове… Многие годы, находившееся в забвении благодатное место, благодаря стараниям доброго человека, возрождается. Одновременно, будем надеяться, и на возрождение жизни русской деревни.

Использованные источники:
[1] Камкин А. В. Православная церковь на Севере России: Очерки истории до 1917 года. – Вологда, 1992. — С. 7.
[2] Суворов Н. И. Несколько топографических и статистических сведений о бывшей Великоустюжской епархии. // ВЕВ. — 1872. — №18. — Прибавления. — С. 518.
[3] Памятники архитектуры Костромской области. Вып. IV. город Солигалич, Солигаличский район. Кострома 2002. с. 204-206.
[4] Македонская Н.М. Церковно-исторический атлас Вологодской области. – Вологда.
[5] ВГВ. – 1866. — №34.
[6] ВЕВ. — 1874. — №10. — С.- 26.
[7] Суворов Н. И. Несколько топографических и статистических сведений о бывшей Великоустюжской епархии. // ВЕВ. — 1872. — №18. — Прибавления. — С. 518.
[8] Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии. Составлено протоиереем Иоанном Беляевым. С-Пб. 1863.
[9] Краткие исторические сведения о приходских церквях Костромской епархии. Справочная книга. Кострома. 1911.
[10] Памятники архитектуры Костромской области. Каталог. Вып. IV. г. Солигалич. Солигаличский район. Кострома. 2002. С. 242 — 243.
[11] Там же. С. 128 – 129.

Публикации автора

Публикации автора

Первоисточник http://soligalich.prihod.ru/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.