Костромской кафедральный Успенский собор

Церкви Костромского района

Фотография церкви Успения Пресвятой Богородицы в ограде Костромского Кремля

I. Первый и главный соборный храм в честь Успения Божией Матери, с приделом св. вмч. Феодора Стратилата, летний, каменный, древней архитектуры. Основан в конце XIII в. повелением Костромского князя Василия Ярославича Квашни, вскоре после явления Феодоровской чудотворной иконы Божией Матери. Время явления св. иконы устанавливается не ранее 1259 г. (первый год удельного княжения Василия), а время постройки каменного соборного Успенского храма не позднее 1274 г. (последний год великокняжения Василия). В течение шести веков Успенский храм неоднократно перестраивался изнутри и извне и настоящий вид его удерживает стиль храмов XVII в. После пожара 18 мая 1773 г. Успенский собор был возобновлен повелением императрицы Екатерины II, на что было отпущено из государственной коллегии экономии 12000 рублей. Это последняя капитальная перестройка храма. Особый придел при Успенском храме в честь вмч. Феодора Стратилата устроен в XVII в. (по грамоте митроп. Сарскаго, данной в 1666 г.), а ранее (по предположению) престол во имя Феодора Стратилата был в одном из предалтарий храма. В 1835 году Феодоровский придел распространен в длину прикладкою к придельной наружной каменной стене во всю длину западной стены главного, Успенского храма.

Фотография Богоявленского храма с четырехярусной колокольней в ограде Костромского Кремля

Второй храм Богоявленский, каменный, зимний, с четырех-ярусною при нем колокольнею. Этот храм устроен в конце XVIII столетия ( 1776-1790 гг. ) иждивением церковным и доброхотных дателей. В 1866-1868 гг. храм распространен с северной и южной сторон прикладкою двух новых приделов — правого в честь явления чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери и в честь св. балгв. в. кн. Александра Невского и преп. Иосифа Песнописца; левого — в честь Боголюбской иконы Божией Матери и в честь муч. Платона. В 1878 г. в средней части подвального помещения храма устроен придел в честь преп. Сергия Радонежского. Придел этот служит усыпальницею костромских архипастырей-архиеп. Платона и епископов Игнатия и Виссариона.

Все главы обоих соборных храмов, верх и шпиц колокольни и креста на главах и колокольном шпице 1904 году вызолочены червонным золотом. Главная достопримечательность К. каф. собора — благоговейно чтимый чудотворный Феодоровский образ Б. Матери. К нему во всяких обстоятельствах своей жизни, и скорбных и радостных, и счастливых и несчастных притекают благочестивые жители Костромы и Костромского края, пред ним ставят себя под сень крова Божией Матери, пред ним просят и ищут её материнского предстательства, ходатайства, заступления пред Господом, помощи, благ и милости Господних. Слава и значение этой святыни не ограничиваются Костромскими пределами, а простираются на всю Россию. Пред чудотворною Феодоровскою иконою молился в детстве родоначальник Царствующего Дома Михаил Феодорович, когда жил в Костроме со своей матерью старицей Марфою Ивановной. Чудотворною Феодоровскою иконою, принесенною из собора в крестном ходу в Ипатьевский монастырь, старица Марфа Ивановна в том монастыре 14 марта 1613 г. благословила своего сына Михаила Феодоровича принять царский скипетр и вступить на царский престол.

II. По штату в костр. каф. соборе полагается: кафедр. протоиерей, ключарь, два священника, протодьякон, два дьякона, два иподьякона и два псаломщика. Содержание соборного духовенства следующие источники: а) на содержание причта от казны, за пенсионными вычетами, отпускается в год жалования 2401 р. Из этой суммы получают: кафедр. протоиерей 392 р., ключарь 294 р, два священника по 245 р. каждый, протодьякон 245 р., два дьякона по 176 р. 40 к. каждый, два иподьякона по 176 р. 40 к. каждый и два псаломщика по 137 р. 20 к. каждый; б) имеется в соборе причтовой капитал в разных процент. бумагах, составившийся из пожертвований разных лиц и в разное время, со специальным назначением на содержание причта, по завещаниям на вечное поминовение. Капитал (в июле 1910 г.) заключается в сумме 36780 р. 20 к. %%; с него в пользу причта получается в количестве 1464 р. 77 к.; в) близ собора на юг от церковной ограды к Волге имеется причтовой огородной земли 2403 кв. сажени. Земля эта с 10 марта 1910 г. отдается в аренду в пользу причта и приносит годового дохода 230 р.; г) сбору принадлежит участок причтовой земли в г. Костроме, в конце Солдатской улицы в количестве 1406 кв. сажень. Этот участок отдается в аренду и дает причту годового дохода до 139 р.; д) более обильный доход причт собора получает от проскомидий и от совершения разных молебствий как в соборе, так и в частных домах. Кружечный доход причта простирается до 5000 руб. Содержание, получаемое от собора членами причта, определяется в следующих более или менее точных постоянных цифрах: кафедр. протоиерея в 1440 р.; ключаря в 1210 р.; священников и протодьякона в 1080 р.; дьяконов в 720 р. иподьяконов в 540 р. и псаломщиков в 360 р. Все члены причта, кроме одного, пользуются помещениями в соборных домах в церков. ограде, при готовом от собора отоплении; не пользуется соборным помещением дьякон, который, состоя при архиерейском доме проживает в Ипатиевской слободе на частной квартире и получает от собора ежегодно квартирное пособие в количестве 120 р. Кроме содержания церквей и церковных домов, собор несет значительные расходы по содержанию хора, который есть вместе и архирейский; собор, независимо от получаемой хором ежегодной платы из средств архирейскаго дома в количестве 1200 р., отпускает из своих средств годичную субсидию на содержание хора в количестве 2400 р.; собор также обеспечивает регента и его помошника годовыми квартирами, первого квартирою в 300 рублей с дополнением 60 р. в год на отопление, второго квартирою в 60 р. в год при готовом отоплении. Особых капиталов на ремонт или устройство причтовых помещений нет, и текущие расходы по этой статье производятся из общих доходов собора. Планы на принадлежащие собору земли и межевые документы хранятся в соборной ризнице.

III. При соборе существует Феодоровско-Сергиевское братство (с 1891 г.) и общество хоругвеносцев (с 1904 г.). Братство имеет целью содействовать распространению религиозно-нравственного просвещения в пределах костромской епархии и руководить местных миссионеров и приходских пастырей в их борьбе с расколом и сектами. Братство собирает материальные средства на свое дело, устраивает религиозно-нравственные чтения, безмездно и посредством продажи распространяет в духовенстве и народе церковно-богослужебные и духовно-нравственные книги, брошюры и листки, преимущественно противораскольнического и противосектантского содержания, устраивая и поддерживая для сего благочиннические библиотеки, книжные склады и лавки, материально помогает церковно-приходским школам в раскольнических приходах, — следит за действиями миссионерского института в епархии и способствует миссионерской деятельности общими и частными руководящими указаниями и необходимой денежной и книжной помощью (по заявлениям и просьбам миссионерских и приходских священников)

Лит-ра: «Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии»
1911

Церкви Костромского района


Собору принадлежит каменная часовня в гостином дворе. Ближайшие церкви: Спасская в Гостином ряду и Ильинская. [1, с. 1-5]

В 1922 г. оба соборных храма были захвачены обновленцами, а в 1929 г. закрыты. Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери была перенесена в единственную обновленческую Богословскую церковь на Каткиной горе. В 1934 г. Успенский и Богоявленский соборы были проданы на кирпич и щебень для строительства льнокомбината и взорваны. После ликвидации обновленчества, в 1944 г. Феодоровскую икону Божией Матери перевезли в Иоанно-Златоустовскую церковь. В 1964 г. икона была перенесена в церковь Воскресения на Дебре, откуда в 1991 г. святыню перенесли в Богоявленский собор Богоявленско-Анастасииного монастыря, ставший кафедральным. [44, с. 74, 97, 135, 136]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.