Усадьба городская на Свердлова, ул, д. 23

Усадьба городская, XIX — нач. ХХ в.

Одна из наиболее нарядных и пространственно развитых усадеб Костромы периода эклектики. Владение возникло в нач. XIX в.: известно, что в основе особняка, стоящего по красной линии улицы, находится двухэтажный каменный дом нач. XIX, принадлежавший в 1891 г. купеческому сыну И.А.Рыбникову. Возможно, ко втор. пол. века относится также зонирование территории участка на дворовую часть (за домом) и сад в восточной части владения. В 1907 г. усадьба принадлежала жене потомственного почетного гражданина Г.В.Колодезниковой. Новые владельцы за несколько лет полностью ее перестраивают: за домом появляются одно- и двухэтажные каменные службы, образующие замкнутый прямоугольный двор, отрезанный от улицы металлической оградой с воротами, северо-восточнее в глубине участка – одноэтажный флигель, перед которым располагается небольшой парк с оградой по красной линии улицы, одновременно в 1907-1913 гг. по проекту губернского архитектора Н.И.Горлицына главный дом, вытянутый по красной линии улицы, перестраивается в роскошный особняк, сохранившийся до нашего времени.

Главный дом (№ 23) – интересный пример богатого костромского купеческого особняка нач. ХХ в., выполненного в стиле вычурного барокко, с хорошо сохранившимися деталями внутреннего убранства, в том числе в стиле модерн. Здание двухэтажное кирпичное и оштукатуренное цементной штукатуркой, имеет подвалы. Сложный в плане объем дома близок к П-образной форме, благодаря двум различного размера ризалитам на дворовом фасаде с широким балконом между ними, опирающимся на тонкий чугунный столбик. Еще один выступ находится у северного угла восточного фасада. Главный уличный фасад в пять осей окон имеет в правой части полукруглый эркер на уровне второго этажа с чешуйчатым железным куполом, имеющим гурты и четыре большие круглые люкарны. Купол завершен коротким шпилем на цилиндрическом основании. В самой крайней правой части фасада устроен парадный вход в виде портика в антах из двух гранитных колонн, с застекленной верандой над ним во втором этаже.

Выразительность здания усиливает металлическая, хорошего рисунка ограда по краю кровли, между часто поставленными тумбами с вазами. Подчеркнуто пышное убранство главного фасада состоит из рустованных пилястр между прямоугольных окон первого этажа, заключенных в наличники с подоконным выступом на волютообразных консолях. Под эркером стена сплошь рустована, два арочных окна обрамлены каннелированными пилястрами с архивольтами, а мощный кронштейн – опора эркера – выполнен в виде вазы с распустившимся цветочным бутоном.

Более наряден второй этаж с филенчатыми межоконными пилястрами, раскрепованным над ними карнизом и фигурными наличниками. В филенки пилястр и в наличники под и над проемами помещены рельефные композиции из тонкого растительного орнамента с факелами. Эркер украшен балюстрадой под окнами и ионическими пилястрами в межоконных простенках, по сторонам его устроены ниши с раковинами, в которых на фигурных пьедесталах стоят вазы. Наиболее ярким украшением скромного дворового фасада, декорированного поэтажными карнизами и тянутыми, с сандриками, наличниками прямоугольных окон, является изящная металлическая решетка балкона.

В интерьере дома сохранилась прежняя планировка. Главный вход ведет в узкий длинный вестибюль с парадной лестницей на второй этаж в глубине его. Другая, черная лестница находится во втором ризалите. Почти весь первый этаж занимали служебные и хозяйственные помещения, расположенные по сторонам коридора на продольной оси. В более крупных из них, выходящих окнами на главный фасад, размещались контора и столовая для прислуги. В верхнем этаже были устроены две анфилады вдоль основных фасадов: более крупные зал и парадная столовая выходили во двор, а гостиная с эркером, кабинет и спальня – на улицу. Высокие и светлые помещения дома сохранили свою прежнюю отделку – паркетные и мозаичные полы, филенчатые двери и пр. В кабинете привлекает внимание оригинальный изразцовый камин в стиле модерн с расписными цветными кафелями, украшенными растительным и геометрическим орнаментом и даже пейзажем. Особенно интересна декоративная скульптура на парадной лестнице в двух нишах верхней площадки – антикизированные женские фигуры с факелами-светильниками в руках.

Службы – двухэтажное кирпичное здание, стоящее торцом к улице, фиксирует западную границу участка, оформляя одну из сторон усадебного двора. С задней стороны двора к нему примыкает одноэтажный корпус, возможно, более поздний. Вытянутый объем здания, в плане близкого прямоугольному, состоит из двух разновременных частей: вначале была выстроена его оштукатуренная часть, ближайшая к воротам, стилистически выдержанная в духе служебных построек периода классицизма, чуть позже объем был продлен в глубину участка также двухэтажной пристройкой в формах кирпичного стиля.

Более ранний объем имеет уступчатый главный фасад, обращенный ко двору. Этажи с рядами прямоугольных окон без наличников простым кордоном, в завершении – несложный ступенчатый карниз. Изломы фасада подчеркнуты рустованными огибающими лопатками первого этажа. Тот же мотив рустованных лопаток повторен в междуэтажных простенках первого этажа более поздней части. До появления в советское время на правом фланге этой части здания пристройки с входом и верандой ее фасад имел симметричную структуру, с центральной частью, выделенной во втором этаже пилястрами. Карнизы здесь более развиты, с зубчиками во фланговых частях, верхние окна декорированы полуналичниками с зубчатым верхним краем.

Ворота парадного двора усадьбы – яркий памятник архитектуры малых форм, в стилистике которого сочетаются элементы эклектики и модерна. Высокие металлические четырехгранные столбы с литым орнаментом на лицевой поверхности завершены бутонообразными кронштейнами, на которых ранее крепились фонари. Между столбов укреплена решетка ограды, рисунок которой построен на причудливом переплетении трилистников, завитков и волют. Аналогичный рисунок имеют и сохранившиеся створки ворот. Флигель (№ 25) относится к типу небольших особняков в стиле модерн, довольно редких в жилой застройке Костромы. Одноэтажное с подвалом здание с двухэтажным крылом, кирпичное и оштукатуренное, построено, вероятно, одновременно с домом по проекту Н.И.Горлицына. Последним его владельцем в 1921 г. был костромич Перфильев. Пристройки с севера и входной тамбур с юга – современные.

Первоначальный объем здания состоит из двух основных частей. Низкая Г-образная в плане часть завершена двумя двускатными кровлями, перпендикулярными относительно друг друга, с фронтоном на восточном боковом фасаде. С запада к этому объему примыкает высокое и узкое крыло трапециевидной в плане формы, выдвинутое своим одноосным фасадом на главном южном фасаде в сторону улицы. Оно играет главную роль в общем плане здания, выделяясь также своим оформлением. Края фасада украшают широкие пилястры с коротким каннелированным спуском на правой из них, в завершении – аттик с декоративной фризовой вставкой из трилистников в квадратных нишках. Широкие окна обоих этажей – прямоугольное нижнее и арочное верхнее – заключены в контурные наличники с полукруглым козырьком над первым. На боковом фасаде крыла помещен вверху узкий прямоугольный проем с сандриком на кронштейнах и короткий фриз на аттике, на заднем – двойное арочное окно с архивольтами на импостах. Западная стена крыла, выходившая, видимо, к соседнему участку, представляет собой брандмауэр. Фасады низкой части оформлены скромнее: тяга над цоколем, простой карниз и прямоугольные окна в рамочных наличниках, объединенных профилированной тягой с выступами над проемами. Тимпан фронтона разделен вертикальными тягами на части, с арочным чердачным окном в центре, окаймленным бровкой.

Внутри Г-образная часть разделена стенами на три помещения. В узком крыле в центре находится лестница на второй этаж и в подвал, в первом этаже расположена еще комната со сводами Монье, а во втором – две комнаты по сторонам лестницы. Такие же своды перекрывают три части помещения подвала. Из прежней внутренней отделки сохранились тянутые потолочные карнизы, одна из двустворчатых дверей с решетчатым остеклением, полы из метлахской плитки в западном крыле и лестница с чугунными ступенями и металлическим ограждением.

Ограда парка представляет собой металлическую решетку, укрепленную в кирпичных столбах. Она состоит из двух отрезков, по-видимому, строившихся с некоторым разрывом по времени. Часть ограды, примыкающая к главному дому, вторит его нарядным «барочным» формам. Она имеет высокий цоколь, декорированный лежачими прямоугольными филенками. Решетка из вертикальных прутьев, стянутых по верху и низу неширокими фризами, завершена своеобразным дугообразным фронтоном из сходящихся волют. Ограда напротив флигеля более скромная и по формам тяготеет к модерну. Четырехгранные столбы, объединенные общим низким цоколем, завершены широким карнизом мелкого профиля со «спусками» со стороны улицы. У ворот столбы – крестообразные, со щипцами вверху и узкой нишкой между парными «спусками». Простой тип решетки из вертикальных пик дополнен стоячими дугами. Решетка ворот более сложного рисунка включает, кроме того, мотив стилизованных ирисов и завитков.
Лит.: ГАКО, ф. 207, оп. 1, д. 457, л. 1-7; д. 4830, лл. 1-3.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.