Ножкино и Авраамиево-Городецкий монастырь

Чухломской край на фотографиях и видео


АВРААМИЕВО-ГОРОДЕЦКИЙ мужской монастырь. Фото конца XIX в.

Покровский собор.— один из немногих сохранившихся памятников культового зодчества нач. 17 в., характеризующих особенности костромской архитектурной школы этого времени и отличающийся гармоничностью объемной композиции и своеобразием фасадного декора. Настоящий вид памятника — результат сложной строительной истории, каждый этап которой оставил следы в его облике. Произошедшие изменения касаются в основном внутренней структуры храма и его завершения. Первоначально собор имел позакомарное покрытие, а все его главы были световыми. Внутренняя структура собора восходила к четырехстолпным храмам, восточная пара столбов которых слита с алтарной преградой. Для опоры барабана центральной главы в чуть вытянутой по продольной оси подкупольной ячейке была устроена дополнительная подпружная арочка с запада. Восточная пара малых глав, расположенная между алтарной преградой и восточной стеной, освещала помещения жертвенника и дьяконника, а западная находилась в основном пространстве храма. При некотором смещении к востоку центральной главы, выявленной в объемной композиции, южный фасад был симметрично разделен на три прясла лопатками, в нижней части фасада зауженными с обеих сторон. Оконные проемы второго света при этом, как и центральная глава, были сдвинуты к востоку. Композиция западного фасада была симметричной, а северный был скрыт Ильинским приделом.


Современный вид на монастырь со стороны Чухломы (с юго-востока)

 


Покровский собор

При пристройке трапезной, видимо, во 2-й пол, 17 в., в нижней части западной стены пробиты три широкие арки, из-за чего уничтожен западный портал. Время разборки двух западных столбов храма и изменения системы его сводов и кровли неизвестно, однако это случилось задолго до перестроек сер. 19 в., т.к. на фиксационном плане монастыря 1820-х гг. собор показан уже бес-столпным. Из-за обрушения юго-западного угла четверика в сер. 20 в. упала глава под ним. К началу реставрационных работ 1970-х гг. был заложен южный портал, растесаны окна апсид и два окна на южной стене храма, а при устройстве в алтаре деревянного потолка, заложены окна восточных глав. Историческое убранство интерьера уничтожено. При реставрации облик храма восстановлен на последний период его истории — время пристройки нового сбора. Небольшая паперть перед западным входам пристроена в 2000 г.

Кубообразный двусветный четверик храма завершен четырехскатной кровлей гусь-ковых очертаний, над которой возвышаются пять луковичных глав на цилиндрических барабанах (западные барабаны глухие). Пониженный алтарь имеет трехлопастною форму плана. Фасады четверика разделены лопатками на три прясла, среднее из которых чуть шире боковых. В декоративном убранстве фасадов прослеживается нарастание его насыщенности и пластичности в верхних частях здания. Три полуциркульные ложные закомары с профилированными обрамлениями отделены от основной части стены широким наборным карнизом, составленным из узких полос поребрика, подобия вытянутых сухариков и расширяющихся кверху ступенчатых консолек, поддерживающих полочку. Упрощенный карниз апсид с двухступенчатыми консольками дополнен аркатуриым фризом, прерываемым лопатками, разделяющими полукружья. Небольшие прямоугольные окна второго света — более высокое на средних пряслах и почти квадратные на боковых — обрамлены широкими плоскими кирпичными рамками и завершены крутыми треугольными фронтон-чиками, все углы которых отмечены квадратными гладкими терракотовыми (?) плитками, поставленными на ребро. Такие же плитки украшают в верхней части фасадные лопатки. Маленькие окна нижнего света на крайних пряслах южного фасада и на восточной стороне алтарных апсид не имеют обрамлений и помещены в глубоких арочных амбразурах. Южный портал с килевидным архивольтом из полувалика и с дыньками на уровне пят типичен для зодчества 17 в.

Внутри высокий четырехлотковый свод сбора, укрепленный поздними металлическими связями, прорезан в шелыге кольцом светового барабана центральной главы. Интересна композиция восточной стены храма, выявляющая ее функцию как алтарной преграды. Над крайними из трех арочных проходов в алтарь находятся два невысоких сквозных арочных проема, а ближе к центру — два карнизика, которые, по-видимому, соответствуют карнизам существовавших прежде подкупольных столбов. Из-за существования алтарной преграды пространственная организация алтаря также отличается своеобразием. Невысокая апсидная часть состоит из трех коробовых сводов, замкнутых с восточной стороны конхами, а высокое пространство между восточной стеной и алтарной преградой в средней части перекрыто коробовым сводом, а над угловыми ячейками (в западной части жертвенника и дьяконника) поставлены восточные главы. В их основании устроены дополнительные арочки или консоли, образованные выступами рядов кирпичной кладки. Алтарные помещения соединены широкими арками; маленькие сквозные арочки существуют также в верхней части поперечных стен, соединяющих восточную стену и алтарную преграду. Стены храма изнутри покрыты толстым слоем известковой обмазки и побелены. Иконостас установлен в кон. 1990-х гг.

Собор иконы Божией Матери Умиление. Вид с монастырской колокольни.
Собор иконы Божией Матери Умиление. Вид с монастырской колокольни.

Собор Богоматери Умиление — характерный пример крупного монастырского храма в русско-византийском стиле, определявшем направление культового зодчества середины 19 в. Монументальные формы здания и его местоположение на высокой точке холма играют важную роль в архитектурном ансамбле монастыря и в окружающем пейзаже. По структуре собор является одной из поздних модификаций четырехстолпного крестовокупольного храма. В основе его плана лежит квадрат с прямоугольными выступами центральных ризалитов, более выраженных на западном и восточном фасадах. Массивный объем, крытый на четыре ската, увенчан пятью луковичными главами, цилиндрические барабаны которых (центральный световой) подняты на восьмигранных постаментах.

Композиция фасадов здания отличается свойственной архитектурным проектам К. А. Тона четкостью членений и некоторой сухостью декоративных деталей. Цоколь, из-за особенностей рельефа более выраженный с северной и восточной сторон, прорезан продухами склепов, расположенных под собором. Над ним проходит широкий подоконный пояс, украшенный прямоугольными и квадратными филенками. Пучки из трех трехчетвертных колонн, объединенных общим постаментом, акцентирующие углы объема, несут неполный антаблемент, над которым проходит аттиковый ярус. Поле последнего на ризалитах украшено двумя полуциркульными кокошниками, объединенными щипцом, а на фланговых частях — килевидным кокошником. Сочленение кокошников на ризалитах поддержано раскреповкой карниза, продолженной сужающейся книзу консолью с бусиной. Арочные окна храма, парные на восточном ризалите и одинарные на фланговых пряслах, заключены в наличники с пилястрами, опирающимися на профилированные подоконники и несущими разорванные фронтоны. Такие же разорванные фронтоны помещены над перспективными арочными проемами западного и северного входов, профилированные архивольты которых опираются на пилястры. Барабаны глав декорированы аркатурой, в которую на центральном вписаны восемь арочных окон, а постаменты барабанов оживлены плоскими прямоугольными нишками (центральный — с дополнительными кольцевыми филенками в каждой).


Колокольня

Внутреннее пространство собора очень просторно. Подкупольные столбы необычной, вытянутой в диагональных направлениях формы несут подпружные арки, на которые с помощью парусов опирается световой барабан центральной главы. Рукава креста перекрыты коробовыми сводами с распалубками, а угловые ячейки — сомкнутыми сводами. В западном притворе над «гремя небольшими помещениями (среднее с коробовым сводом) выделены хоры. В основании подкупольного барабана проходит профилированный карниз, склоны подпруж-ных арок частично сохранили тянутые филенки с кольцами.

АВРААМИЕВО-ГОРОДЕЦКИЙ мужской монастырь (конец 80-х годов 20 века) Оцифровано с любительской кинопленки 24 ноября 2012 года

[youtube]http://youtu.be/rHPI51g4Mmc[/youtube]

В этом фильме не указан оператор. Съемки производил наш земляк Худин Анатолий Анатольевич. Больше 20 лет я хранил эту кинопленку и чтобы совсем не потерять фильм произвел оцифровку и небольшой монтаж. В фильме о Введенском оператор будет указан.

Ножкино и Авраамиево-Городецкий монастырь

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*