Судай

с. Судай Судайской сел. адм.

Одно из наиболее интересных крупных торговых сел Костромской области, сформировавшееся на основе древнего города. Сохранившийся архитектурный комплекс отражает особенности культовой и жилой архитектуры кон. 18 — 19 вв. Село занимает довольно ровную по рельефу местность на берегу реки Вига, притока Унжи. С южной и западной сторон его территорию ограничивает речка Возига, впадающая в Вигу.

Судайское городище в излучине Виги, на острове между старым и новым руслом реки, возникло, как предполагают, в первой половине царствования Ивана Грозного для защиты от крымских татар. Наиболее раннее упоминание в письменных источниках о Судае относится к 1542 г, и связано с набегом татар. Помимо земляных валов, укрепления имели, ^по-видимому, деревянные стены и башни. «Городок» Судай упоминается в Галичских писцовых книгах 1652-53 гг. В это время в крепости стоял деревянный собор Одигитриевской Божьей Матери, а напротив городища на левом берегу Виги существовал посад с двумя деревянными церквами — Благовещения и Воскресения. Во 2-й пол. 17 в. Судай, входивший в Галичский уезд, стал центром Судайской осады, включавшей несколько волостей. В 17 в. к северу от городища находилась Пушкарская слобода.

В 18 в. Судай входил в состав Галичской провинции Архангелогородской губернии и управлялся воеводской канцелярией во главе с воеводой. Пушкарская слобода в это время называлась Солдатской. В 1-й пол. 18 в. вместо прежних храмов были выстроены новые деревянные церкви: Воскресенская в 1708 Г., Благовещенская в 1729 г. и Оди-гитриевская в 1738 г. Судайская осада и воеводское управление были упразднены в 1778 г., когда Судай со статусом слободы
вошел в состав Чухломского уезда Костромского наместничества (с 1796 г. — губернии). В кон. 18 — 1-й трети 19 вв. были сооружены существующие каменные храмы. В 1792 г. возведена Воскресенская церковь (колокольня в 1811 г.), в 1805-07 гг; церковь Смоленской Богоматери (Одигитрии) и в 1830 г. на средства Бартенева и Д.И. Борноволоков’а Благовещенская церковь.

Во 2-й пол. 19 в. Судай именовался селом. В этот период в нем были построены деревянные (не сохранились) и каменные торговые лавки. За юго-восточной окраиной села, у дороги на Солигалич, во 2-й пол. 19 в. сформировалась усадьба Климово, или Климовское, князей Шелешпанских. В 1883 г. в Судае была открыта церковноприходская школа, в 1902 г. богадельня, устроенная на средства И.Е. Кузнецова, Н.И. Парфеновой и других жертвователей, а в 1910 г. — больница. В 1919 г. в селе проживало 133 человека и насчитывалось 22 деревянных дома.

В настоящее время, несмотря на утрату двух колоколен и ряда гражданских сооружений, планировочная и объемно-пространственная структура села достаточно хорошо сохранила свой исторический облик. Планировка подчинена топографическим особенностям местности и направлению основных дорог, проходящих через село, но при этом она отличается довольно регулярным характером, строясь на взаимно перпендикулярном пересечении большинства улиц. Композиционным центром планировочной структуры села является близкая по форме к прямоугольной площадь на левом берегу Виги, напротив городища. От нее в разные стороны отходят основные улицы. С юго-запада на северо-восток ее пересекает Советская улица, которая в юго-западном направлении, минуя усадебный дом Шелешпанских (ул. Советская), продолжается дорогой на Солигалич. С юга на северо-запад площадь пересекает ул. Гусева, которая в южном направлении переходит в дорогу на Чухлому, а в противоположном ведет в соседнюю деревню Буболино. Существенную роль в планировке центральной части села играют также три улицы — Ленина, Комсомольская и Пионерская, — параллельные ул. Гусева, и две улицы — Гражданская и 1 Мая, — перпендикулярные ей.

Основные каменные сооружения сосредоточены в центре села. На территории древнего городища, на острове, соединенном с берегом двумя дамбами, стоит церковь Смоленской Божьей Матери (Одигит-рии). Рядом сохранилась сильно перестроенная сторожка. В средней части сельской площади расположен храмовый комплекс церквей Благовещения и Воскресения с домом причта. К югу от Воскресенской церкви на площади поставлены торговые лавки. Историческая жилая застройка кон. 19 — нач. 20 вв., представленная одно- и двухэтажными домами с мезонинами-светелками, преимущественно сохранилась на ул. Гусева. Отдельные постройки расположены также на ул. Советской и Гражданской. Это характерные для периода эклектики, рубленные с остатком, в основном не обшитые тесом здания с пропильной и накладной резьбой в убранстве фасадов. Основу их композиции
составляют избы-четырехстенки или пятистенки.

Лит.: Беляев, 1863, с. 250-251, 258; Холмогоровы, 1900, с. 8-9, 52-53; ИИАК, вып. 31, 1909, с. 270; Баженов, 1911, с. 329; Казари-нов, 1921, с. 3-43; Беликов, 1994, 19 июля; Белоруков, 2000, с. 485-487.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*