Зимняя поездка в заброшенное село Матвеевской стороны

Андрей Куракин. Российская глубинкаКак то декабрьским вечером разговаривал с другом по телефону говорю ему:
— Есть свободный денёк? Поехали фотографировать заброшенные деревни.
Предложение, вдохновляющее особенно в декабре.
Он тут же согласился и уже на следующий день мы ранним утром выдвинулись в дорогу.

Андрей Куракин. Российская глубинкаВсякий раз подобные авантюры задумываются лихорадочно и с восторгом, с вечера собираясь и продумывая маршрут, и только в пути появляется это двойственное ощущение нелепости. За окном проносились знакомые каждому снежные зимние пейзажи, как будто бы в телевизоре, и странно было понимать, что через какое то время нам нужно будет как то интегрироваться в точно такой же пейзаж, только еще и очень далекий от всяких дорог. Оставив автомобиль у обочины погрузится в природную идиллию где нет людей и только множество зайчих тропы петляющих вокруг деревьев.
Для нашего путешествия мы выбрали деревни Матвеевской стороны. Подъезжая к Матвееву со стороны райцентра приглядевши в далеко можно увидеть шпиль церкви, четко видается колокольня на фоне лесных массивов.

Андрей Куракин. Российская глубинка
Увидев это душа радуется, сразу приходят мысли о вечном.
С помощью карты, навигатора и услуг интернета мы установили, что в той стороне находится село Ильинское, а церковь, что виднеется на столь километров, названная во имя Ильи Пророка и находится она в 10 километрах от Матвеева.

Андрей Куракин. Российская глубинка
Нам повезло, в ту сторону была хорошая дорога накатанная лесовозами. По ней мы и приехали в с. Ильинское.
Въезжая в село по обеим сторонам дороги лежат штабеля выпиленного леса, становится грустно, грустно смотреть на умершее село. Церковь виднеющаяся из далека нуждается в ремонте. Не вооружённым взглядом можно увидеть обшарпанные стены, убивающие временем и погодными условиями штукатурку. За время одиночества разворованный храм, из которого воры унесли все ценное, в последнее время более имение приведен в порядок. Покосившиеся, без людского присмотра дома с живописными резными наличниками. Былая красота заброшенного населенного пункта просматривается во всем.

Андрей Куракин. Российская глубинкаПробираясь по сугробам от дома к дому, запечатлею в фотографиях резные наличники с необычным орнаментом, изделия деревенского быта, всю красоту и убранство созданное когда то местными жителями, всё пропитано Русью и Русской душой. Мыслями в голове представляешь о том, как раньше жили тут люди. Наверняка в селе была, и школа где учились дети, и клуб в котором вечерами собиралась сельская молодёжи на танцы. В каждом доме горел свет, где слышны были детские голоса и от одного к другому петляли тропинки. Здесь люди жили, любили, мечтали, справляли праздники, чтили традиции предков и были просто счастливы.
Само, село Ильинское отстроено на красивых местах, живописная возвышенность, церковь, окружённая вековыми липами. А ведь большинство деревень и сел у нас стоит на таких живописных местах.

Андрей Куракин. Российская глубинка
В до воль наснимав пейзажей умершего села стали пробирается к машине. По пути еще раз обошли вокруг храма в поисках чего ни будь нового.
Зимний день короток, нужно было выдвигаться к людным населенным пунктом. Уже у Матвеева мы снова остановились и вышли в поле, с которого виднелась колокольня, что бы заснять её на фоне леса.
Уже дома делая альбом, мне стало особо интересна история этого села Ильинское. Проведя какое то время в интернете и заглянув в книгу нашего земляка Д.Ф. Белорукова.
Из этих источников уже узнал.

Андрей Куракин. Российская глубинкаСело Ильинское имеющее более 250 летнюю историю получило свое название по старинной церкви построенной во имя Ильи Пророка. Известно что до постройки церкви на месте Ильинского стоял починок Валявкин, в котором жили братья Валявкины. Починок стоял на старинном торговом тракте из Тотьмы через Солигалич, Чухлому, Кологрив на Вятку.
Деревни и починки окружающие починок Валявкин, входили в состав Матвеевской вотчины Репниных, но починок Валявкин был удален от Матвеева религиозного центра вотчины Репниных, что затрудняло религиозное общение.
В середине 18 века для этих отдаленных деревень и починков вотчины был основан свой религиозный центр, погост Ильинской. Землю для вновь основанного погоста в количестве 30 десятин в 1760 году выделил князь Репнин. Этот год и стал основанием села Ильинского. В 1770 году на погосте уже стояли две церкви Николая Чудотворца и Ильи Пророка.
В 1813 году на месте деревянной Ильинской церкви была возведена каменная церковь, а к ней приписано 16 деревень и починков. Память же о другой Никольской церкви разобранной за ветхостью сохранена в названии престола Никольского в каменной церкви. Последний представитель рода Репненых Николай Васильевич, известный полководец и государственный деятель, выдал свою дочь за князя Ф.Н. Голицыно и часть вотчины с. Ильинское с деревнями Потапово, Кунаково, Городище, починок Дали, Телегино Репнин дал в приданое за ней. Село Ильинское с приближенными деревнями выделилось в самостоятельную вотчину, принадлежащую Ф.Н. Голицыну. Но брак П.Н. Репниной с Ф.Н. Голицыным был не продолжителен, Голицын женился вторично на Е.И. Шиповой, уроженке Солигалического уезда и от этого брака родился Михаил Федорович Голицын который привлекался по делу декабристов.
А ведь по настоящему село Ильинское зажило только после того как возвели храм в честь воссоединения Украины с Россией в 1813 году и постепенно начали съезжаться люди, построили дома.
Храм в честь Ильи пророка занимал 4 гектара земли, весь был огорожен каменной оградой с большими железными воротами и калиткам с трех сторон. В огороде была каменная сторожка и церковный склад между ними и были выложена арка и святые ворота. В них заезжали на лошадях, венчаться.
Село было большое с красивой природой, разрасталось быстро и уже у 1870 году в селе стояло 47 крестьянских дворов, а перед великой отечественной войной в нем было 360 дворов, стояли они в три ряда вокруг церкви. В округе села располагалось более 20 деревень, изо всех съезжались молиться. Один приход составлял численностью 700 человек и в храме вели службу два священника, которые после смерти были захоронены на его территории. Храм не закрывали даже в годы великой отечественно войны.
После военное, советское время в одной половине церкви сделали совхозный склад а ограду во круг разрушили, но храм почти не пострадал. В сторожке сделали магазин а в церковном складе пекарню. Они сохранились и до наших дней.
Когда то большое Ильинское было культурным и духовным центром для окружающих. Сегодня село повторило судьбу сел и деревень российской глубинки – разрушено.
Сегодня частыми гостями некогда большого села становится грузовая техника, лесовозы которые вывозят выпиленный в округе Ильинского лесной массив. И редкий случай, что заглянут в эту сторону такие туристы фотографы как мы, которым еще интересна история российских деревень сёл и посёлков.

Андрей Куракин.   «Российская глубинка»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.