ДРЕВНИЕ СТАНЫ И ВОЛОСТИ КОСТРОМСКОГО УЕЗДА XVII-XVIII в.в.* (с соседними Ярославским и Романовским уездами)

станы и волости

Костромской уезд. (выделен синей линией – А.К.)

Станы: 1. Андомский (Судиславская осада), 2. Андроников, 3. Осецкий (Любимская осада), 4. Борщин, 5. Плесский, 6. Вожевальский, 7. Вяцкой, 8. Дмитровцев, 9. Дупплехов, 10. Плоскинин, 11. Соцкий, 12. Иванчушков, 13. Козурский, 14. Корзла, (выделен красным цветом – А.К.)15. Котогорский, 16. Сущов, 17. Хорганов, 18. Чижов, 19. Логинов, 20. Минский, 21. Мерский, 22. Шачебольский (Буегородская осада). Волости: 23. Нерехта, 24. Баранья Лука, 25. Владычня, 26. Емстна, 27. Сидоровская, 28. Слободка Никольская, 29. Великая Соль и Малая Соль; 30. Сорохта, 31. Кулига, 32. Кубанская, 33. Углец (Буегородская осада), 34. Куекша (Кадуевская осада), 35. Куская (Кадуевская осада), 36. Немда (Кадуевская осада), 37. Шохна, 38. Шухомаш, 39. Железный борок (Буегородская осада), 40. Село Писцово. Примечание: № 40
дворцовая.

Ярославский уезд:

Станы: 1. Верховский, 2. Закоторский, 3. Городской, 4. Служень. Волости: 5. Жары, 6. Игрицкая, 7. Касть, 8. Курбская, 9. Норская, 10. Пажецкая, 11. Путятинская, 12. Вокшера, 13. Ухра, 14. Чамеровская, 15. Черемошская, 16. Шахова, 17. Ширенская, 18. Юхоть и Корма, 19. Едомская. Романовский уезд. Станы: 1. Васильевский, 2. Городской, 3. Воздвиженский, 4. Здоровецкий, 5. Ильинский, 6. Колохоцкий, 7. Спасский.

Некоторые комментарии к схеме

Схема в книге условна, точное пролегание границ (межей) между станами и волостями
наверное уже не восстановить. Многие межевые книги утрачены. Но всё же эта схема дает представление об административном делении в России конца XVII века. Поскольку нас интересуют наши земли (Корзла), в схему внесены мои добавления. Это приблизительные границы Корзлина стана (отмечено красной линией), а так же населенные пункты, которые на основании архивных документов входили в Корзлин стан. Например, село Диево-Городище с деревнями, числившееся в Корзлином (в др. написаниях — Корзином) стану, но принадлежавшее Троицкому монастырю. Весьма вероятно, что эта часть стана была «островной» и когда-то в более древние времена принадлежала Ипатьевскому монастырю, границы владений которого формируют северо-западные и южные границы Корзлы. (у Ю.В.Готье так и написано, что «другая часть стана среди земель Ярославского уезда, ниже города Ярославля, на левом берегу Волги, вокруг села Деева городища»).
Так же из исторических актов видно, что село Вятское входило в этот стан – «митрополичье село Вятское, в Корзле». Здесь хочу напомнить о распространенной ошибке многих интересующихся историей о том, в Костромском уезде был Вяцкой стан. Его часто отождествляют с нашим селом Вятским, но это абсолютно разные земли (на схеме он обозначен под номером 7). Это относится и к Козурскому стану (№13 на схеме, на реках Покше и Козурке, левобережье Волги ниже Костромы), который путают с местностью Казара (междуречье Касти и Соти в их нижнем течении) в Корзле. Село Никольское, что в Корзле писалось так для уточнения, потому что рядом были другие Никольские – Нальяновых, Отводное.
По-поводу названия – Корзла, здесь вроде бы всё ясно – от речки Корзловки, в устье
которой находился погост Бабин (село Бабино). В подтверждение этого описание стана в книге Ю.В. Готье Замосковный край в XVII веке. Опыт исследования по истории
экономического быта Московской Руси. // Второе просмотренное издание.//
(Государственное социально-экономическое издательство. Москва. 1937. С.382-385), а также карта ПГМ Даниловского уезда 1792 года. А если исходить из того факта, что погост это центр древнего административного деления (В.Сергеевич. Древности русского права. Т.3. Землевладение. Погост), то получается, что Бабино являлось центром, вокруг которого и сформировался стан Корзла. Кстати в Актах Ярославского Спасского монастыря довольно таки точно можно вычислить границу Соцкого (Федоровское Середа Тож) и Корзлина станов по межеванию. Хотя еще в более старые времена, например в XV-XVI веках встречалась и такая запись как «Сотского стану, в Корзле». Это наводит на мысль, что эти земли (станов) были когда то общими. Вообще я думаю, что слово Корзла финно-угорского происхождения, т.к. эти земли были заселены мерянскими племенами, до прихода сюда новгородских колонистов. Взять хотя бы соседний — Мерский стан (на схеме под №21 – Саметь, Петрилово и т.д.), который вообще долго сохранял своё самоназвание. Здесь очень много финно-угорской топонимики – Яхробол, Искробол, Шачебол, Ильдома (Иледомка),
Узокса, Воржа и т.д.

Примечания

*основным источником послужила книга Водарского Я.Е. «Население России в конце 17, начале 18 веков» с моими поправками в схему. В частности исправлена р. Кострома (устье); западная граница стана Корзла. Кроме того, на схеме ошибочно дано расположение Соли Великой и Малой

А.Красильников

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.