Церковь села Спас-Вежи

Маковецкий И.В. Памятники народного зодчества Верхнего Поволжья. — М: Издание Академии Наук СССР, 1952.

До сих пор, несмотря на частые упоминания в общей и специальной лите­ратуре, почти совершенно в стороне от исследователей оставалось замечательное произведение русского зодчества начала XVII в. и единственное сохранившееся в нашей стране культовое сооружение на сваях — церковь Преображения в дер. Спас-Вежи, которое, естественно, привлекло и наше особое внимание.

Церковь Преображения принадлежит к типу «клетских» храмов, в своей основе имеющих центральный четырехгранный сруб — клеть, перекрытый двускатной крышей; с востока к нему примыкает пятигранная алтарная часть, а с запада — трапезная. Красивая галерея на далеко выступающих повалах с «забиркой» досками в косяк охватывает церковь с трех сторон. С юга галерея соединяется с землей трехмаршевой лестницей, с запада — связана переходами с восьмигранной шатровой колокольней, ныне не существующей.

Церковь Преображения в Спас-Вежах вошла в историю русского искусства, как памятник, завершающий развитие клетских храмов в национальном дере­вянном зодчестве. В известном труде «История русского искусства» под редак­цией И. Э. Грабаря проф. Суслов пишет: «Окончательное развитие клетских храмов заключается в придании их кровлям той формы, которая установила за ними название «клинчатых церквей», т. е. имеющих крышу в форме клина. Такова кровля  упомянутой выше   церкви   Елганской   пустыни   и   особенно в с. Спас-Вежи близ Костромы».

Однако  не менее  важной конструктивной особенностью церкви,  которой до  сих пор не придавалось значения,  является подъем всего сооружения на высокие дубовые сваи. До настоящего времени некоторые из них сохранились во всю высоту и поддерживают сруб церкви, другие же были заменены кирпичными столбами. Церковь Преображения в Спас-Вежах расположена на северной окраине села в зоне весенних разливов и поэтому, как и рядом стоящие постройки,   сооружена  на   сваях.

«Храм Преображения господня в с. Спас, — пишет летописец церкви,— деревянный, из соснового леса на дубовых тупиках, видом четырехугольный, про­долговатый, наподобие корабля».

Стройный корпус церкви, находящийся высоко над землей, на фоне голубого неба и плывущих облаков, действительно, кажется легендарным воздушным  кораблем. Этот образ приобретает эпическую силу в период стояния большой воды, когда волны весеннего паводка разбиваются о стены храма.«Сообщение с соседями и с церковью — на челноках и лодках, как в Венеции,— писал В. Соколов, — и даже местный причт, живущий невдалеке от цер­кви, ездит в нее „кораблецом», а самая церковь кажется повешенною на водах». Трехметровое расстояние, отделяющее церковь от земли, совершенно свободно просматривается насквозь еще задолго до подхода к зданию, и в рамке под­пирающих церковь стволов деревьев и кирпичных столбов открывается вид на хлебное поле, на избы деревни, на зеркало озера с силуэтами свайных бань.

Сквозное движение воздуха под церковью используется сейчас колхозниками для сушки табака, а также и для других работ, требующих навеса, особенно в дождливую погоду. Во время обмеров церкви мы почти целые дни слышали стук проезжающих под зданием подвод и песни девушек, сортирующих там табак.

Отсутствие обшивки на сваях вызывалось необходимостью просушки под зданием находящейся всегда в тени почвы, особенно после весенних разливов. В акте осмотра деревянной колокольни в 1904 г. специально указывалось: «Ввиду того, что в половодье вода подходит под колокольню и церковь, отверстие между тупиками не заделывать, оставить для доступа воздуха».

Обнаруженные нами в архиве церкви более 250 рукописных документов, обмеры и исследования памятника в натуре, а также устные предания о церкви, собранные у местного населения, дают возможность с некоторыми подробностями осветить теперь историю этого оригинального сооружения.

В наиболее ранней из сохранившихся описей церковного строения значится: «Построена оная церковь издревле и значится в писцовых книгах 137 года и 138 года, а в котором году именно и кем за далью временности отыскать не можно».

Все последующие описи повторяют ссылку на писцовые книги за 1628 год, в которых церковь Преображения в с. Спас-Вежи значится уже существующей.

«В 1770 году перестраивана была и в том же году октября 31 освящена».

В 1824 г. «подрублена новыми сосновыми бревнами и покрыта со скалою новым тесом».

18 июня 1876 г. произошел пожар в Преображенской церкви. В описи сгоревшего имущества значится 195 предметов. Кроме четырех икон из предалтарного иконостаса, перечисляется главным образом утварь, облачение, служеб­ные книги, хранившиеся в ризнице и алтаре. После пожара в том же году был произведен капитальный ремонт и утепление церкви.

«Стены храма внутри, а в некоторых местах и снаружи пробиты смоляною паклею, оштукатурены на решетку и отбелены, также и потолок. Прежний деревянный пол обращен в черный и на него, по залитии известью, постлан другой деревянный пол и окрашен желтою масляной краскою. На середине хра­ма сделаны две изразцовые печи, между ними устроена полуциркульная арка».

Кроме этого, снята была узкая дверь в трапезную с западной стороны, «обложенная полосами железа с внутренним замком» (который хранился с тех пор у старосты церкви и привезен нами в Москву — И. М.), прорублено с север­ной стороны одно окно и вставлены во все окна решетки.  Церковь «была украшена новым иконостасом столярной работы с резьбою, на сумму прихожан».

Видимо, в это же время «глава и крест над церковью обложены листовым железом, у главы шея окрашена медянкой на масле. Наружные стороны об­шиты тесом и окрашены вохрою, панель черною краскою, а кровля мумиею на масле».

В 1898 г. подгнившие дубовые сваи под церковью заменяются кирпичными столбами — «вместо деревянных складены 14 каменных столбов на цементе прочно».

И, наконец, в 1915 г. кровля на храме вновь, в последний раз, перекры­вается тесом в три ряда, со скалою, которая сохранилась и до наших дней.

К церкви с западной стороны, несколько сдвинутая с оси храма к северу, примыкала «деревянная об одном ярусе колокольня». Колокольня была шатро­вая «осьмигранная, утверждена на сосновых и дубовых столбах. Высота коло­кольни от земли до колоколов 10 сажен, в окружности — 3 сажени 1 аршин. Построена неизвестно когда».

В связи с тем, что по «ветхости столбов под колокольней» во время звона происходило «качание колокольни», колокола были временно перевешены на небольшую звонницу «о шести столбах», расположенную рядом с церковью.

Попытки восстановить деревянную колокольню не увенчались успехом, хотя для этого и требовались, в соответствии с актом осмотра (сохранившимся в архиве церкви), незначительные работы: постановка нескольких новых тупиков и замена двух венцов стены. Прихожане предпочли просить разреше­ния на постройку повой, кирпичной колокольни, которую и возвели в 1908 г.

Деревянная колокольня продолжала также существовать рядом с камен­ной, однако она настолько наклонилась в сторону дороги, что «угрожала паде­нием на проходящий скот». В 1919 г. жители с. Спас-Вежи пробовали повалить колокольню, однако это им не удалось. В 1926 г. в ветреную ночь после весен­него паводка колокольня свалилась, оставив несколько дубовых свай, суще­ствующих до наших дней.

В церкви почти полностью сохранились иконы из старого тяблового иконо­стаса XVII в. (переделанного позднее), много утвари, облачения, церковнослужебных книг. Произведенная нами перепись имущества, находящегося в настоящее время в церкви, содержит более 2000 предметов.

О сооружении церкви и ее строителях существует много преданий и легенд. В одном предании о постройке церкви упоминаются строившие ее мастера, братья Мулиевы — два знаменитых в Поволжье плотника, родом из Ярославля. Они сами выбирали лес, сами вели его заготовку, а рубили лес они в шести километрах от с. Спас-Вежи, вверх по реке Костроме. До сих пор в этом запо­ведном лесу дорога, что идет от дер. Овинцы к реке, называется «тропою Мулиевых». Братья были велики ростом и обладали необыкновенной силой. Они вдвоем поднимали бревно и закатывали его на сруб церкви. В память о работе они вырубили свои фамилии на верхнем венце сруба, под самым коньком церкви. Надпись эту видел плотник Василий Андреевич Новожилов из дер. Ведерки 95 лет от роду, обшивавший церковь после пожара в 1876 г. (кроме него никто не решился подняться на такую высоту).

   *Прим. Архив церкви. Описи.

Л. П. Пискунов. О Проображенской церкви

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.