Упраздненные монастыри Костромской епархии

Крестовоздвиженский монастырь
Бывший Ризоположенский Анастасин монастырь.

(с. 20) Крестовоздвиженский костромской монастырь. Он находился в самом городском кремле; был первоначально мужской и в конце XVI века управлялся архимандритами. Так как никаких следов от него не осталось, то любопытно знать, где он находился. С западной стороны к Крестовоздвиженскому монастырю примыкал Богородицкий Феодоровский собор {а}, отделяемый от монастыря дорогой; с северной – дома костромских помещиков, заведенные ими в крепости на случай осады от врагов, называемые тогда осадными; с восточной – второй городовой собор, называемый Троицким; с южной – верхний берег Волги или то пространство земли, которое теперь покрывают два соборных дома – один занятый семинарией, а другой соборным протоиереем, ныне ректором семинарии, и семинарским правлением {b}. 3 марта 1609 года здесь поляки убили крестовоздвиженского архимандрита Геннадия и братии десять человек. В синодике костромского Богоявленского монастыря записано каждогодно сего числа о них там совершать обедню и панихиду {с}.

В костромских писцовых книгах, составленных Иваном Бутурлиным [в] 7137/1629 и 7138/1630 годах, о Крестовоздвиженском монастыре сказано {d}:

«В Старом же городе в осыпи монастырь Здвиженской.

А на монастыре церковь Здвижения Чеснаго Креста древяна, вет[ха] шатровая.

А в церкве образов местных.

Образ Здвижения Честнаго Креста в киоте на празелени.

Да образ Живоначалные Троицы в деянье в киоте на празелени. Да образ От(с. 21)чествия в киоте на золоте.

Да образ Пречистые Богородицы Неопалимые Купины в Силах на празелени.

Двери царские на золоте. Деисусы с праздники, и праотцы, и пророки, во облаще Спасов образ. И двери северские на празелени. Пречистая запрестолная.

Двои сосуды церковные серебреные.

Крест воздвизалной обложен серебром, позолочен. Кадило серебрено, паникадило медное [о] шти шанданех.

Да книг евангелие напрестолное обложено серебром басменым по бархату по черному, евангелисты серебрены, позолочены, с каменьем резные, апостол, две треоди посная да цветная, евангелие толковое, минея общая, десять миней мес[яч]ных, охтай, два потребника, две псалтыри, часовник, все печатные. Да писменых книг устав, чесословец, семь миней месечных, соборник, служебник.

Десятеры ризы, двои ризы камчатые белые, на них ердани. У одних бархат золотной, у других бархат рытой по зеленой земле. Двои ризы дорогилные, ердань бархат черн по желтой земле. Да ризы бархателные. Двои ризы миткалинные, у одних ердань золотной, а у других участковые. Да ризы киндяшные, ердань бархатель зелена. Двои ризы полотняные, ердань бархателные по желтой земле. Да ризы выбойка кизылбаская, крушатая ердань бархатель по червчатой земле.

Да восмь стихарей, стихарь камчатой, да два стихаря миткалинные, да стихарь бархателной, да стихарь киндячен лазорев, да три стихаря полотняных.

Да шесть патрахелей, патрахель отлас золотной, да пять патрахелей бархателных, две по желтой земле, а три по зеленой земле.

Да шесть уларей бархателные.

Да трои поручи, одни отлас золотной, а другие участковые, третьи бархателные по зеленой земле.

Два пояса шолковых, шолк червчат з золотом, да полица отлас зелен, шита золотом да серебром.

Да другая церковь теплая с трапезою Введение Пречистые Богородицы древяна, клецки.

А в ней образов месных.

Образ Введение Пречистыя Богородицы на золоте. У него прикладу цата серебряна да понагея обложена серебром.

Да образ Знамение Пречистые Богородицы.

Да образ Воздвижение Честнаго Креста.

Да образ вселенских учителей Василия Великого, Григория Богослова, Иванна Златоустаго, да московских чюдотворцов Петра и Алексея, Ионы на одной цке.

Все в киоте на золоте.

Двери царские, Деисусы, Пречистая запрестолная на золоте.

Сосуды церковные оловяные.

Да книг евангелие напрестолное печатное с евангилисты серебряны, позолочены, апостал печатной.

Два кадила медных.

Да на колоколнице шесть колоколов.

А церковных служебников архима[нд]рит Корнилей, да черной поп Тихон, да пять братов черноризцев».

В писцовых костромских книгах Бутурлина о Крестовоздвиженском (с. 22) монастыре пред пожаром еще сказано:

«В Старом же городе дворы осадные. … Переулок на Болшую улицу к Водяным воротам. … Двор осадной великие государыни иноки Марфы Ивановны. Двора в длину семь сажен без четверти, поперег полсемы сажени, опричь спорные земли [со] Здвиженским монастырем, в длину полдевяты сажени, поперег пять сажен с четвертью» {е}.

По ведомости о кафедрах и монастырях 1744 года за Крестовоздвиженским монастырем было крестьян 678 душ.

Перед учреждением штатов около 1764 года за Крестовоздвиженским монастырем было 668 человек; годовых отчинных доходов 400 рублей, хлебом 300 четвертей.

12 июля 1679 года Кострома сгорела, в том числе и здания в самом кремле; тут подле Успенского собора до пожара помещалось сорок беспоместных монахинь, питающихся от богомольцев; тогда сгорели и они {f}, почему и просили царя и патриарха поместить их в Крестовоздвиженский монастырь, где было братии четыре человека. 1681 года патриарх позволил монахиням занять Крестовоздвиженский монастырь с правом владеть отчинами и землями крестовоздвиженскими, а архимандрита вывесть отсюда в костромской Богоявленский монастырь. Первой игуменьей Крестовоздвиженского монастыря была из московского Вознесенского девичьего монастыря старица Каптелина. С того времени Крестовоздвиженский монастырь до самого уничтожения своего был девичьим, под управлением игуменьи. Когда царь Феодор предположил учредить епископство в Костроме, то сей монастырь назначен ему {g} на пропитание, но это не состоялось; тогда за Крестовоздвиженским монастырем было 140 дворов.

При учреждении штатов в 1764 году в Крестовоздвиженский монастырь были переведены монахини из упраздненного тогда костромского Анастасиина монастыря, но это продолжалось недолго, ибо и Крестовоздвиженский через десять лет после того совершенно уничтожен по следующему случаю: в большой пожар 18 мая {h} 1773 года, превративший более половины города Костромы в пепел, совершенно сгорел и монастырь Крестовоздвиженский, в котором от жару даже развалилась каменная церковь, которая там и была только одна. Почему епископ Костромской Симон, представя доношением о пожаре этого монастыря, просил Святейший Синод, чтобы монахинь отсюда перевесть в уцелевший от пожара Анастасиин монастырь, бывший тогда во времена штатов архиерейским подворьем, а на месте, где находился Крестовоздвиженский монастырь, дозволить построить городовой теплый собор и архиерейское подворье, что по представлению сего преосвященного и дозволено с высочайшего утверждения императрицы Екатерины II, которая на (с. 23) построение сего собора и пожаловала 12 000 рублей {i}. В эту пору уцелевшая от пожара из Крестовоздвиженского монастыря утварь и была переведена в Анастасиин, где она и доселе находится. Тогда Анастасиин монастырь получил название Крестовоздвиженского Анастасиина.

Известны Крестовоздвиженского монастыря архимандриты:

1598 года – Геннадий, он правил тогда Костромской десятиной и был духовным настоятелем в Костроме, хотя тогда в Костроме и были другие архимандриты.

Корнилий, упоминаемый 1629, 1630 и 1633 годов, находился в чухломском Авра[а]миевом монастыре при свидетельстве чудес от гроба преподобного Авра[а]мия Чухломского, а в мае 1636 года – при возобновлении чудотворной Феодоровской иконы в костромском соборе. Упоминается в ноябре того года и 10 марта 1637 года.

Филарет упоминается в мае 1658 года, 2 декабря 1663 года заседающим в десятильном дворе и правителем Костромской и Нерехтской десятинами.

Павел упоминается 1671, 1677 и 1678 годов заведывающим Костромской областью по церковным делам.

Из игумений известны:

1679 года игумения Капитолина.

В августе 1681 года игумения Пелагея Немцова.

С 1720 года игумения была Екатерина. При ней в 1721 году ипатский архимандрит Гавриил доносил Синоду, что монастырь из бедных, и в нем кроме игуменьи 48 монахинь, белиц и вкладчиц 41, да служителей разночинцев 11 человек.

В 1753 году игумения Агриппина; она настоятельствовала и 1757 года.

1757 года здесь игуменией была Аграфена {j}. Тогда у бобылей монастырских жил на монастырском жаловании подпоручик Григорий Михайлов, отсюда в этот год переведен в Сыпанов монастырь.

В 1773 году игумения Нектария.

Упраздненные монастыри Костромской епархии / с предисловием Ан. Титова. М., 1909,
с. 20-23.

[Примечания составителя:]

а. То есть Успенский собор с приделом во имя великомученика Феодора Стратилата.b. В предисловии к работе «Упраздненные монастыри Костромской епархии» А.А. Титов указывает, что она составлялась, в частности, на основании рукописей протоиерея Михаила Диева (1794-1866). Этим и объясняется тот факт, что о пребывании семинарии в Костромском кремле здесь говорится в настоящем времени.с. Вероятно, автор имеет в виду не собственно синодик, а так называемую кормовую книгу Богоявленского монастыря, ныне хранящуюся в Государственном архиве Костромской области.d. Описание монастыря в писцовых книгах, приводимое здесь, отредактировано по современному научному изданию последних: Писцовая книга г. Костромы 1627/28–1629/30 гг. Кострома, 2004, с. 269-270.е. Дополнено и отредактировано по тому же изданию, с. 17, 20-21.f. То есть сгорели их кельи.g. Предполагаемому костромскому епископу.h. Исправлено: в тексте 1909 года ошибочно указано «8 мая».i. Исправлено: в тексте 1909 года ошибочно указано «10 000 рублей».j. Видимо, разные написания имени одной и той же игумении.

Первоисточник: Соборная библиотека http://bibl-kostroma.ru/история-костромского-кремля/упраздненные-монастыри-костромской/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.