История самовара и медно-самоварный завод ЕРМОЛИНА в Костроме

Павлов С.С. Краевед, коллекционер

Самовар

Середина XIX в. Фабрика В. Г. Ермолина
Середина XIX в. Фабрика В. Г. Ермолина

Рассказ о самоваре начнем с зачина, то бишь присказки. Самовар, он нам зачем? Чтобы чай пить. И сразу перед глазами ряд картинок: тут и купчиха необъятных размеров за самоваром, и хмельные ямщики в трактире, степенно прихлёбывающие чай из блюдца, и вполне респектабельная компания, расположившаяся на природе с непременным походным самоваром, и крестьянская семья за столом, где на почётном месте опять же он – самовар самоварыч. И так он врос в русскую жизнь, что и не представить ее иначе, без этого неотъемлемого атрибута русского гостеприимства. Что уж вы, и чайку не попьете? – крайняя степень недоумения неоправданной и даже несколько обидной торопливости гостей. И, кажется, что такое было всегда, испокон веков.

И, наверное, не удивимся, если на телеэкране увидим, как Иван Васильевич Грозный, пригубив из золочёного кубка душистый чай, обсуждает с Малютой Скуратовым, как ловчее извести боярскую крамолу. А что? С наших сценаристов станется… Тем более, что в 16 веке «китайская трава» на Руси уже известна. Правда, продается в … аптеках как лекарственное средство.

Но уже в 18 веке из Поднебесной через пустыню Гоби и степи Монголии к Российской границе потянутся караваны из 200-300 верблюдов, груженых чаем. На пограничном пункте Кяхта товар перегружается уже на лошадей – и через тайгу и сибирские реки отправляется в Петербург и Москву. В общей сложности 18 000 километров и полтора года пути. Сорт чая «кяхтинский» просуществовал до начала 20 века.

Да, кстати, а почему эти собранные и подвяленные листики «китайской травы» получили название «чай»? На чуть-чуть забежим в дебри лингвистики и страноведения. Упомянутый продукт обозначается в китайском языке соответствующим иероглифом. Но в разных частях страны этот значок читается по-разному: на севере – «ча», на юге – «тэ». Именно поэтому мы с вами пьем чай, а англичане и французы, которым его привозили из южного Китая – ти и тэ.

Ну, и поскольку с чаем мы в общем и целом разобрались, наступает черед самовара. Рассуждения о том, что появилось раньше: чай или самовар, напоминает глубокомысленный спор о яйце и курице. Где-то в летописях нашли упоминание о неких «водогрейных кубах», но что это были за устройства так и осталось тайной. Так или иначе, но появление нового напитка создало запрос на прибор по его приготовлению. И самые первые из известных самоваров 18 века были изготовлены на демидовских заводах на Урале. Надо сказать, что они очень мало походили на своих более поздних родственников. Хотя главный принцип их конструкции был определен точно и последующие два столетия триумфального шествия самовара по России – лучшее тому подтверждение. В столичных городах – Петербурге и Москве, а также в русском городе Варшаве самовары делались вычурными на манер европейских «фонтанов» — сосудов для охлаждения (или подогрева) напитков. Россия же глубинная, провинциальная изготовляла самовары самобытные, гармоничные, изящные – и одновременно предельно лаконичные.

Конечно, пока чай шел в Россию караванными тропами, цена его была столь высока, что позволить себе роскошь чаепития могли только очень состоятельные люди. Отсюда – и потребность в самоварах была весьма невелика. Но 19 век, век пара, электричества и железных дорог оставил в прошлом верблюжьи караваны. Чая стало больше, он стал дешевле и, следовательно, доступнее. А тут еще и туляки со своими патронными заводами, на оборудовании которых можно, оказывается, не только гильзы для снарядов штамповать, но и тулова самоварные делать. Жить стало лучше, жить стало веселее. Самовары массового выпуска продавались «на развес», то есть цена была «столько-то рублей за пуд». Так что покупатель приходил, выбирал себе приглянувшийся самовар (как сейчас на базаре арбуз), его взвешивали – и объявляли цену. Самовар стал предметом массового спроса и уже не было такой семьи в России, где бы в «красном углу» (а то и на специальном самоварном столике) не блестел бы самоварным золотом этот непременный атрибут русского застолья. И не только в России. Тульские самовары массово поставлялись на рынки Персии и многих других азиатских и европейских стран. Его название на иностранных языках прямо заимствовано из русского. А вот русское ли оно изначально – это вопрос.

Казалось бы: любое сомнение – нелепо. Само-вар, то есть «сам варит», по аналогии с паро-ходом, само-лётом – в чём проблема-то? А в том, что самовар ничего не варит. Он – воду кипятит. И есть версия, что слово это пришло с востока, звучало оно « су-мавар» — кипящая вода. Слово это легко «обрусело», тем более что и по смыслу оно получилось довольно близким. Так сумавар стал самоваром. Конечно, это – не утверждение, это – гипотеза, но крайне любопытная.

Так или иначе, но самовар стал частью не только русского быта, но и русской культуры, исторического и художественного наследия страны.

Всё это интересно, скажет читатель, и даже экзотично (Китай, Монголия, верблюды, Кяхта с Тулой), но с какого бока тут Кострома-то прислонилась?

А дело в том, что Тула далеко не сразу стала самоварной столицей империи. Да и пословица о том, что «за морем телушка – полушка, да рупь – перевоз» не на пустом месте родилась, а на широких просторах русского бездорожья. И поначалу «самоварные заведения» (один сарай, три работника) появляются во множестве городов и городков центральной России. Вот и у нас в Костроме оборотистые купцы вложили деньги в новый бизнес. В середине 19 века костромскому жителю предлагаются местные изделия с клеймами фабрик Суматохина, Виноградова, Ермолина.

Фабрика В. Г. Ермолина
Фабрика В. Г. Ермолина

Но, как упоминалось ранее, дорожная сеть в России начинает бурно развиваться – и вскоре дешевые тульские самовары врываются на костромской рынок. Что стало с Суматохиным и Виноградовым – неизвестно, а Ермолин вовремя «перескочил» с производства самоваров на посредническую торговлю ими. Более того, на заказанных им в Туле самоварах ставилось (наряду с клеймом производителя) дополнительное клеймо «По заказу Ермолина в Костроме».

И вот уже с этого времени действительно стало смешно «ездить в Тулу со своим самоваром», а немногочисленные дошедшие до нас самовары костромского производства – стали желанным приобретением костромских краеведов и коллекционеров.

http://starina44.ru/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*