Проект новых железных дорог в Костромской губернии

В связи с оторванностью Костромы – «колыбели» династии Романовых от сети железных дорог Империи, инженером путей сообщения Владимиром Михайловичем Толстопятовым был разработан проект новых железных дорог в Костромской губернии. Одна из новых линий должна была соединить Ярославль и Кострому кратчайшим путём по левому береги Волги, а вторая – Кострому с Вологдой. Причём железная дорога Кострома – Вологда должна была стать частью меридиональной «Меряно – Мещерской» магистрали.

map

Реализации проекта помешали I Мировая война, затем гражданская война, а затем ликвидация Костромской губернии (Костромская область в сильно урезанных границах была воссоздана только в 1944 году). Впрочем, в советские годы часть проекта была реализована в виде узкоколейной железной дороги Кострома – Мисково. До середины 1980-х годов по ней 2-3 раза в день ходил ведомственный грузопассажирский поезд для работников Мисковского торфопредприятия. В Костроме в районе разъезда 5-й км годов существовал Мисковский вокзал с залом ожидания и билетной кассой. Существовали планы перешивки этой железной дороги на стандартную колею и продление её до станций Соть Транссибирской магистрали и далее до станции Вохтога линии Вологда – Буй с перспективой выхода на Монзенскую железную дорогу. Недостроенная Монзенская железная дорога, идущая вдоль границы Вологодской и Костромской областей, которая должна была дойти до Никольска, Великиго Устюга и Котласа, но так и заброшенная в «лихие девяностые», — заслуживает отдельной серьёзной темы для размышлений…

Мисковскую узкоколейку варварски разобрали в 2003-2005 гг. На станции Мисково до сих пор ржавеют и постепенно режутся на металлолом вагоны. Пик закрытий большинства узкоколеек пришелся на конец 1980-х и начало 1990-х годов, когда у предприятий просто не стало денег не только на строительство новых узкоколеек, но и на эксплуатацию уже существующих. В результате подавляющее число «малых» железных дорог было закрыто и разобрано. В наши дни, на оставшихся узкоколейках уже практически нигде не сохранилось пассажирское движение.

Очевидно, очень «умным» чиновникам при проведении приватизации леспромхозов пришла в голову идея обязать леспромхозы и торфопредприятия выкупать или брать в аренду земли, находящиеся под узкоколейками, обложить их непомерными налогами. Это привело к массовому банкротству леспромхозов и торфопредприятий. Рельсы и подвижной состав продавали за бесценок и резали на лом. Сотни жителей с разбором узкоколеек оказались оторванными от большой земли и брошенными на произвол судьбы.

Перешивка Мещерской магистрали на широкую колею и строительство моста через Оку в Рязани вместе со реконструкцией «Мерянской магистрали» Кострома – Вологда по проекту Толстопятова (1913 год) позволило бы существенно разгрузить задыхающийся от грузо- и пассажиропотока Московский железнодорожный узел, существенно разгрзить железные дороги Москва – СанктПетербург, Москва – Ярославль, Москва – Рязань. Если посмотреть на карту современных железных дорог, в направлении «запад – восток», дублирующих железных дорог много, а в направлении «север – юг», их практически нет.

В случае реализации проекта Меряно-Мещерской магистрали, часть пассажирских и основную массу грузовых поездов можно было бы направить новым, более коротким путём. Из северных регионов (Мурманск, Архангельск, Усть-Луга) на юг, в города Поволжья, южного Урала и в Казахстан поезда могли бы следовать через Вологду – Кострому – Иваново – Владимир – Рязань). И это обеспечило бы устойчивое развитие важнейших регионов центральной («мерянской») России, прежде всего, Ивановской и Костромской областей, находящихся сейчас в глубокой депрессии.

Первоисточник www.erzan.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.