Новые разыскания о первом периоде русского театра

хроника русского театра

Литература русского театра, особенно за первый период его существования, дает нам лишь немногие опыты, достойные имени научных. Курьезные рассуждения о древности русского театра Елагина (в опыте повествования о России, М. 1803кн. 1). Историческое известие о театре Малиновского (Север. Арх. 1822), заметки «Греча», статейки о русском театре Загоскина (читанные в Общ. Люб. Росс. Словестности 1822), жалкие компиляции о театре Карабанова, «Летописи русского театра» Арапова (1852), «Старинный театр в России» (Соврем. 1857 г. кн. II и III) и «Актеры при Петре Вел.» (1858 г. кн. II) Пекарского, Материалы для истории русского театра Н. Попова (Библ. Зам. 1861 г. №14), Русский театр, его судьбы и его историки – Кони (Русс. Сцена №№3 и 6. 1864 г.), статьи профессора Петрова о мистериях и комедиях митрополита Довгалевского (в Труд. Киев. А. 1865, стр. 312), Старинный Русский театр в Европе А.Н. Веселовского (М. 1870), «Первое пятидесятилетие Русского театра» Н.С. Тихонравова (Речь, читанная в торжественном собрании Имп. Моск. Университете 12 Генв. 1833), вот вся наша литература о первой эпохе русского театра! В большинстве исчисленных работ повторяется лишь одно и то же без всякого разбора сомнительного, недостоверного и даже прямо ложного. Отрывочные мелкие факты, уцелевшие до нас в разрядных записях и расходных книгах Галицкой Четверти, рассказы некоторых иностранцев, — вот весь запас исторических данных, повторяемых на разные лады и манеры.

 

Лишь указанные статьи Пекарского обогащают историю русского театра, за первое время его существования, новыми богатыми фактами. Он изучил репертуар того времени по первым источникам, осветил его отчасти сравнительным методом и сообщил не мало данных, весьма важных для характеристики актеров при Петре Великом. Но так как  в этом последнем случае он руководствовался не самыми источниками, а лишь историческою запискою доставленною ему кн. Оболенским, то и в его труде вкрались некоторые неточности, усердно повторяемые всеми последующими работами.

 

В исследовательном и строго научном отношении первое место в литературе Русского театра занимают бесспорно труды Алексея Николаевича Веселовского и Н.С. Тихонравова. Г. Веселовский в своих исторических очерках представляет прежде всего обзор судеб театра в Германо-Латинском мире до той поры, как театр этот возымел влияние на младенчествующее русское драматическое искусство. Связь эта служит естественным переходом к очерку, посвященному начальному периоду русского театра, первым годам его существования, в связи с театром родственных Славянских племен. Он впервые подверг критике все баснословное, повторявшееся без разбора во всех предшествующих работах; он впервые привел в соотношение живой народный драматизм в народных обрядах, песнях и играх он первый проследил за развитием духовного и народного театра в старых его формах до той поры, когда водворяется на Руси новый гражданский театр с потребностью Европейского театра в русском обществе XVII века. Указав общие условия этой потребности, он определил и сами причины слабого развития у нас духовной драмы; наконец он представил очерк и самых пьес, дававшихся на русском театре в первые годы его существования.

 

Не менее драгоценна в научном отношении и речь г. Тихонравова, читанная им в торжественном собрании Московского Университета 12 генв. 1873 года «о первом пятидесятилетии русского театра». Сравнительный метод приложен им в этой речи к изучению репертуара первых принципов русского театра – Магистра Иоганна Готфрида Григори и Иоганна Куншта. Григори, по выводам г. Тихонравова, искал пьес не в школе, не в отжившем свое время запасе мистерий и моралите, но в среде тех комедиантов, которые пришли на Европейский материк из Англии, чтобы оживить новым духом разрушавшуюся народную сцену средневековой Германии, которые прошли эту страну вдоль и поперек, оставили глубокий след в драматической литературе и в сценической практике немцев. Артаксерсково действо,  так восхитившее царя Алексея Михайловича, в комедиях Юдиеи, Темир-Аксаково действо носят на себе типические черты так называемых английских комедий. Общий характер их – это потешные радостные комедии. Среди священных ликов являются шуты; междусения или междудействия наполнялись особыми стихами на один голос.

 Е. В. Барсов (Первоисточник полностью pdf)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*