Мифология, фольклер

Сестрица Кострома и братец Купало

Сказки из библиотеки Ивана Грозного.

В тереме высоком, на берегу Волги широкой жили сестрица Кострома [1] и братец Купало [2].

Пошли они как-то раз за речку, в лес по ягоды – землянику собирать [3].

Перебрались на тот берег, идут по дорожке [4].

Видят, на дороге конское [5] копытце с водицей. Братец Купало и говорит:

– Сестрица, я пить хочу. Я из этого копытца напьюсь.

– Не пей, Купало, коником станешь.

Послушался братец, и пошли они дальше. Идут, коровье копытце [6] стоит.

– Сестрица, сестрица, я пить хочу! Позволь я из этого копытца напьюсь.

– Не пей, Купалушко, бычком станешь.

Послушался братец, и пошли они дальше. Идут, овечье копытце [7] стоит.

– Сестрица, сестрица! Я напьюсь.

– Не пей, братец, баранчиком станешь.

Но Купало не утерпел, отвернулся и напился из бараньего копытца. И в тот же миг баранчиком обратился.

Бежит рядом, блеет.

– Я же говорила тебе, братец: не пей! Почему же ты меня не послушался?

Идут, плачут оба.

Навстречу им молодец статный Ярило [8]. Он из Рязани к себе домой возвращался. Вот он и говорит Костроме:

– Девица-красавица, продай мне барашка твоего.

– Нет, не продам! Это братец мой, а не баранчик!

Ярило взял их обоих, увёз к себе в Ярославль [9] и на красавице Костроме женился. А баранчика в доме оставил.

Жили они дружно – не тужили. Но вот Ярило решил на ярмарку съездить, торгом потешиться.

Увидела тут царица Мара [10], что Ярило-солнце терем свой без присмотра оставил, и шасть в него. Смотрит, а там уже и жёнушка молодая – красавица Кострома, да баранчик какой-то бегает.

Взлютовала Мара – ведь она сама всё в жёны к Яриле набивалась. Решила чёрная царица Кострому со свету сжить. Взяла девушку, камень большущий на шею ей привязала и под Кинешмой [11] в реку бросила. А сама платьице Костромы надела да Костромой обернулась.

Вернулся Ярило с ярмарки, да ничего не заметил.

И говорит ему новая жена:

– Хочу баранинки. Давай зарежем барашка того.

Ярило махнул рукой: ну, раз сама Кострома того просит, так тому и быть.

А баранчик подбежал к Яриле и говорит:

– Отпусти меня, Ярилушко, на речку водицы испить напоследок.

Отпустил его Ярило, а Купало к речке подбежал, да сестричку свою кликать стал:

– Сестричушка, Костромушка, меня, баранчика, зарезать хотят, ножи точат булатные, котлы кипятят железные, огни горят жаркие!

А сестрица ему и отвечает:

– Купалушко, родимый мой, тяжёлый камень, ко дну меня тянет. Бела-рыба в глаза клюёт. Люта змея сердце сосёт. Шёлкова трава ноги спутала!

Баранчик вернулся домой. Полежал, потосковал и опять у Ярилы на реку просится. Отпустил его Ярило, а сам за ним следом пошёл – посмотреть, зачем это баранчик на реку ходит.

А баранчик сел на бережку и опять кричит:

– Костромушка, сестричушка, меня, барашка, зарезать хотят, ножи точат булатные, котлы кипят железные, огни горят всё жаркие!

А сестрица ему и отвечает:

– Купалушко, родимый мой, тяжёлый камень, ко дну меня тянет. Бела-рыба в глаза клюёт. Люта змея сердце сосёт. Шёлкова трава ноги спутала!

Ярило увидел это и Кострому из реки вытащил. Камень с шеи снял. И жену свою законную домой отвёл. А Мару – обманщицу в город Юрьев [12] к Ярилиной горе [13] отвели. А там, на Комоедицу [14], её и сожгли.

Примечания:

1. Кострома – древнейший русский сказочный женский персонаж, олицетворяющий вторую половину года – от 22 июня по 21 декабря.

2. Купало – древнейший русский сказочный мужской персонаж, олицетворяющий первую половину года – от 1 января до 21 июня.

3. В средней полосе России созревание ягод земляники приходится на начало июля.

4. Так сказочным путём описывается смена астрономических эр.

5. Конское копытце является сказочным отражением эры Близнецов, то есть 8 – 6 тысяч лет тому назад.

6. Коровье копытце является сказочным отражением эры Тельца, то есть 6 – 4 тысячи лет тому назад.

7. Овечье копытце является сказочным отражением эры Овна, то есть 4 – 2 тысячи лет тому назад.

8. Ярило – русский сказочный персонаж, олицетворяющий годовое весеннее (ярое) солнце.

9. Ярославль – город захода солнца-Ярилы (запад по отношению к Юрьеву).

10. Мара – русский сказочный персонаж, олицетворяющий смерть и чёрные силы. В христианстве – дева Мария.

11. Кинешма – город назван в честь этого события.

12. Юрьев – переиначенное имя города Ярилин, данное этому населённому пункту по месту восхода солнца-Ярилы (восток по отношению к Ярославлю).

13. Ярилина гора – сегодня называется Георгиевской горой.

14. Комоедица – древнейший русский праздник поминовения покойных предков, отмечается в день весеннего равноденствия. В этот день сжигают чучело Мары, пекут поминальные лепёшки – блины. В христианстве – масленица: в одном из вариантов этой сказки Купало (Иван) стал козлёночком после того, как полизал масло козье.

Тюняев А. А. Сказки из библиотеки Ивана Грозного / А.А. Тюняев. — М.: Белые Альвы. — 2015. — 288 с.: ил. ISBN: 978-5-91464-124-9.

Другие публикации:

Ремизов Алексей Михайлович. Кострома (сказка)