Собрание исторических известий, относящихся до Костромы
Васьков И.К. *
– М: Типография М. Пономарева, 1792. – 64 с.
О начале, когда, кем и на какой случай город Кострома построен, и какими людьми сперва был заселен, достоверных сведений не находится, кроме Истории Господина Татищева, коего долговременные труды достойною славою в потомстве не умолкнут.
Однако сей знаменитый муж в III Томе Российской Истории, под владением Великаго Князя Георгия II перед 1153 годом, написав согласно древним российской Истории издателям, что Великий Князь Юрий Владимирович Долгорукий после неудачливых предприятий в искании себе престола Киевскаго Княжения, возвратясь в Суздаль, зачал строить в области своей многие города; но имена их, как видно, упомянул гадательно, поместив между ими и Кострому, ибо в примечании своем на сей параграф под числом 458 объясняет, что Историки о том не равно написали, но по обстоятельствам и по случаям от сего времени вновь построенные города един по другому от них упоминаемы; и повторяя свое мнение, какие города построены, в том примечании Костромы уже не вместил, вящшему подвергнув сомнению, что и построение Владимира тому же Князю причитает, в противность летописи по Никонову списку, означающему оную в 992 году. О населении оных городов сей же писатель изобразил, что Великий Князь начал те города населять, созывая людей отвсюду, коим не малую ссуду давал, и в строениях и другими подаяниями помогал; в которые приходя множество Болгар, Мордвы, Венгров, кроме русских, селились и пределы многими тысячами людей наполняли. Преподобный Нестор, писатель российской Истории, повествует о строении около сих мест городов с 882 года, что Олег правитель при малолетстве Великаго Князя Игоря города строил, и установил дань от Славян, Кривичей и Меpи, около Ростова состоявшей; однакож имен их не означает: и так во оном и в прочих древних писателях о начале Костромы точнаго свидетельства не обретается.
Произшествия, относящияся до Костромы, российская История, писанная Господином Татищевым, начинает возвещать с 1208 года, когда Великий Князь Всеволод Юрьевич Владимирский даровал рязанцам мир, и из сынов своих старшаго Константина, владевшаго на престоле Новогородском, оставил при себе, а вместо его послал в Новгород младшаго Святослава; тогда Константину в удел дал Ростов с пятью другими городами, в числе коих именована и Кострома.
По кончине Великаго Князя Всеволода Юрьевича, случившейся в 1213 году, последовали между сыновей его Константина и Юрия несогласия. Второй из них Юрий принял после отца великое Княжение Владимирское; а старший Константин оставаясь в Ростове, старался, чтоб завещания отца его были исполняемы, и защищал прочих своих братьев от утеснения. По сей причине произошла между ими война: Великий Князь Константин в 1214 году собрав свои войска, послал по Волге, и Кострому, помогающую предприятиям Великого Князя Юрия, выжег. В 1216 году Великий Князь Юрий побежден, и Константин взяв Владимир, ступил на престол великаго сего Княжения. В 1217 году между сих Великих Князей последовал мир, коим Константин утвердил, чтоб по смерти его владеть престолом Владимирскаго великaгo Княжения брату его Юрию. Кончина Великаго Князя Константина Всеволодовича приключилась в 1218 году, пред которою сей Великий Князь учинив мудрыя завещания Боярам о воспитании малолетных его детей, и наставления, дабы руководствовать их к высоким добродетелям, пристойным величеству Владеющих лиц, оставил престол Великаго Княжения Владимирскаго брату своему Великому Князю Юрию; а, детям своим дал уделы, из коих старшему десятилетнему Василию Константиновичу Ростов и Кострому,
Великий Князь Василей Константинович, по завещанию мудраго своего родителя, пребыл до конца своего в почтении у своего дяди, владея удельными своими Княжениями. Сей наставленный в добродетели Государь жизнь свою окончил в храбрости после несчастнаго бою с Татарами под предводительством Батыя при реке Сить в 1237 году, на котором он поиман в полон, и Марта 4 дня замучен.
Историки нашествие на Россию Батыя с Татарами в сем году описывая, согласно сказуют, что по взятье Владимира распространили они набеги свои в разныя стороны, и в одном Феврале месяце раззорили 14 городов, коим имена не всем упоминают; однакож означают, что по Волге все города раззорены до Галича. А потому Господин Татищев в III томе Истории, в примечании под числом 649, в числе раззоренных Татарами городов полагает и Кострому.
1239 год ознаменован церковною повестию о явлении в нем, Августа в 16 день, доселе в Костроме пребывающая, со многим усердием почитаемыя Иконы Пресвятыя Богородицы, нарицаемыя Феооровския. В сем повествовании Великий Князь Василий Костромский и Галицкий, имевший прозвание Квашня, представляется, которой по отечеству в печатных книгах не именован; и хотя изданныя доселе историческия сведения о нем не упоминают , но следующими деяниями и местами память его сохранилась.
Великий Князь будучи на охоте близ города, где ныне упраздненной Спаса Запрудненской монастырь, занимаемой Семинариею состоит, увидел Икону ту стоящую на сосне, которую сам он за произшедшим чудом взять не мог; и для того возвратясь в город, вышел к тому месту со освященным собором и множеством народа, совершая молитвы; тогда оная святая Икона руками священников подъята, принесена в город и поставлена в церькви Святаго Великомученика Феодора Стратилата. Жители раззореннаго Батыем города Городца свидетельствовали, что сия Икона из их города, коея лишились они во время его раззорения. Продолжает церковная повесть и манускрипт, находящейся в селе Святом Экономическаго ведомства, при озере тогож названия, отстоящем от Костромы в 3 верстах, что при сем Великом Князе Татары во многолюдстве от Ярославля учинили набег к Костроме. Велнкий Князь к защишению противу их имел войска весьма мало; но судя, сколь неприятель варварством ожесточен, решился к крайнему отпору, и для того учредив войско в потребный порядок, воинов своих укреплял возбуждением ревности к вере, и ободрял упованием на помощь Божию, представляя тому залогом обретенную им Святую Икону , которую при войске им предводительствуемом вынес, предприяв встретить неприятеля не допуская до города. Войско расположено было к бою при озере, и многочисленный неприятель храбро встречен, разбит и прогнан; а притом освобождено великое число пленных Татарами россиян. Великий Князь торжествовал сию победу и на мест, где во время сражения стояла святая икона, залог его упования; поставил крест, на коем ныне находится столб с поставленною святою иконою, списанною с Вышеупоминаемой; а озеро то назвал Святым; почему и селение, после тут заведенное, также именовано, и название cиe и ныне имеет. Семуж Великому Князю церковная повесть относит построение в Костроме каменнаго Успенскаго Собора, до ныне существующаго). Число времени его владения, его кончина и преемники, так как и другия приключения до 1266 года не известны.
В сем году Великий Князь Василей Ярославич, меньший брат Великаго Князя Александра Невского, родившейся в 1241 году, будучи на Костромском Княжении, вступил в брак; но имя и род супруги его не известны. В 1270 году, когда на престоле Великаго Княжения Владимирского пребывал старший его брат Ярослaв Ярославич ксему от подданства Новогородцы отреклись; тогда сей Великий Князь Костромской требовал от них себе престола, однако Новогородцы требования его не исполнили. В 1271 году, по кончине Ярослава Великий Князь Василей вступил на престол Великаго Княжения Владимирскаго, и потом предложениями и предприятою войною оспорив Князя Димитрия Александровича, получил княжение и Новогородское, удержав оное за собою вместе с Костромским. Кончина сего Князя последовала в 1276 году в Костроме.
С того времени Кострома присоединена была к престолу Великаго Княжения Владимирскаго, на которой вступил Beликий Князь Димитрий Александрович. Властолюбие меньшаго его брата Великаго Князя Андрея Александровича действовало противу его помощию Татар, чем сей Князь в 1282 году лишился престола и удалился за границу; но потом возвратясь в пределы прежняго своего Княжения Переславля Залесскаго, вооружился противу брата своего, быв подкрепляем Татарами приверженными к Нагаю; и сим средством примирясь с Князем Андреем Александровичем, возвратил себе престол Великаго Княжения Владимирскаго; а Князь Андрей Александрович отстал от своих предприятий, довольствуясь уделом княжения в Городце и Нижнем Новегороде. Однакож в 1283 году Великий Князь Димнтрий Александрович почитая начальным орудием вражды с своим братом советы Боярина его Семена Тонильевича, онаго поймав тайно в Костроме казнил, чем распря между ими возобновилась; но напоследок в 1294 году паки согласились они миролюбиво оставить на престоле Великаго княжения Вдадимирскаго старшаго брата Димитрия, а сыну его Великому Князю Иоанну Дмитриевичу к уделу его Переславлю Залесскому придали Кострому. Кончина Великого Князя Димитрия тот же год последовала, и Великий Князь Андрей принял престол княжения Владимирскаго.
Великий Князь Иоанн Димитриевич пребывал в крепчайшем союзе с дядею своим Великим Князем Даниилом Александровичем Московским. Распри, между Великих Князей в России умножающияся, подали причину к съезду их в Дмитрове в 1301 году, дабы утвердить договорами принадлежности каждаго Княжения: но на сем съезде Великий Князь Иоанн Димитриевич с Великим Князем Михаилом Ярославичем Тверским между собою мирных и дружелюбных постановлений не согласившись утвердить разъехались. В следующем 1302 году Великий Князь Иоанн Димитриевич скончался, и не имев детей, Переславской престол оставил дяде своему Великому Князю Даниилу Александровичу Московскому.
В том же году приявши княжение Костромское Великий Князь Борис Андреевич, сын Андрея Александровича, скончался; а в 1303 году постигла кончина Великаго Князя Даниила Александровича Московскаго, на престол коего вступил сын его Великий Князь Георгий Данилович.
Сей Великий Князь по смерти, случившейся в 1304 году Великому Князю Андрею Александровичу Владимирскому, желал и его престол себе получить; но Великий Князь Михаил Тверской в том его оспоривал; и так положили они отнестись на суд Хану, и для того предприяли путешествие в Орду. Великий князь Георгий на время своего отсутствия учредив в своем правлении потребныя распоряжения, брата своего Beликаго Князя Бориса Даниловича послал в Кострому; но тамо его Бояре Князя Тверскаго поймали и отвезли в Тверь; чему вскоре последовал в Костроме от народа заговор противу Бояр управляющих, из коих тогда двое были убиты. Между тем хотя Хан присудил престол Великаго Княжения Владимирскаго Князю Михаилу Ярославичу Тверскому, которой он и получил; однако в 1317 году вторичным Хана судом предпочтено право на оный Великаго Князя Георгия Владимировича. Тогда сей Князь возвращаясь из Орды, приехал в Кострому, и услыша в готовящагося с ним к войне Великаго Князя Михаила Ярославича, сперьва уступал ему Великое Княжение, но вскоре потом предприял приобрести себе оное войною, и для того собрал войска в Костроме, пошел противу Князя Михаила Ярославича, однакож был побежден; потом вооружился вторично, но война прекращена договором, дабы отнестись на суд Хану. В 1319 году мучительная кончина в Орде постигла Великаго Князя Михаила Ярославича, и тогда уже на престол Великаго Княжения вступил Георгий Данилович. В 1320 году Великий Князь Константин Михайлович Тверской совершил брак свой в Костроме; за тем до 1360 года известий, до Костромы относящихся, в Истории не обретается; а завещания Великаго Князя Иоанна Даниловича Московскаго и Владимирскаго, в коих упомянуты волости его в Костромском уезде, доказывают, что оная к сим его княжениям принадлежала.
В 1360 году при владении престолом Великаго Княжения Димитрия Константиновича, скопища Новогородских разбойников распространили злодейства по России, и между тем грабили Татар. Тогда от Хана отправлены были три посла в Россию, стараться о истреблении сих злодеев и возстановлении внутренней безопасности: чего ради Великий Князь Димитрий Константинович с прочими Князьями поставя cиe дело общею надобностию, съехались в Кострому, и учинив распоряжения, раз6ойников переловили.
Не долговременно было владение Димитрия Константиновича Великаго Княжения престолом; ибо по кончине Beликаго Князя Иоаннa Иоанновича принадлежал оный в наследие его сыну Димитрию Иоанновичу, оставшемуся в малолетстве. Cиe обстоятельство Князь Димитрий Константинович тогда нашел способ обратить в свою пользу, употребив исканиe и великие дары Хану, по воле коего Великое Княжение он себе присвоил, но в 1362 году Князь Димитрий Иоаннович достигнув 11 лет, при старании своих сродников Хану объяснялся, и получив о возвращении отчужденнаго наследия его решение, Князя Ди-митрия Константиновича сей престол ему уступить военною рукою принудил. Россия, расторженная междуусобиями и утомленная тиранством Татар, в нем обрела свою отраду; Герой сей подвизаясь устроить согласие, и возбудить ревность к общему добру, ободрил ее к противоборству ея разорителям. Он с Князем Димитрием Константиновичем, оставшимся в удельном княжении Нижняго Новагорода, обязался ближайшим свойством, появ дочь его себе в супружество; прочие удельные многие Князья почитали в нем высокия добродетели, и потому в твердом союзе с ним пребывали. Властолюбивыя предприятия Князя Михаила Александровича Тверскаго были им отражены и уничтожены, коих начало открылось в 1371 году, тем, что Тверской Князь испросил у Хана в Орде о возведении его на престол Российскаго Великаго Княжения грамоту: но Великий князь Димитрий Иоаннович тогда по всем городам привел к присяге Бояр и народ, чтоб сему противиться; и так в Владимире на престол Великаго княжения Михайла Александрович допущен не был. После чего Великий Князь Димитpий Иоаннович был сам в Орде, и объяснившись Хану получил подтверждение на владение его Великаго Княжения престолом. А между тем в его отсутствие Князь Михайла Александрович предприятия свои производя в действо, отобрал военною рукою из его владения некоторые города, в том числе и Кострому, и посадил своих наместников. Но по возвращении из Орды Великаго Князя Димитрия Иоанновича в 1373 году с ним примирился, и из городов наместников своих свел. Однакож властолюбие не надолго оставило его в покое: в 1375 году паки он употребил происки и снискал склонность Мамая, от коего получил на владение престолом Великаго Княжения грамоты; а потому и от союза Димитрию Иoaнновичу отрекся. Тогда Великий Князь собрав всех российских Князей и с их войском, предложил, коль вреден для всей России поступок Князя Тверскаго, навлекающий на нее силы ея разорителей. Все вооружились против Князя Тверскаго единодушно, и осадив Тверь принудили его просить миру, и предаться во всем на волю Великаго Князя Димитрия Иоанновича. Великодушный победитель даровав мир, учинил его с того времени своим без разрыву союзником. Междуусобие при тиранстве Татар и неспокойствие прочих соседей, попускало дерзских людей устремляться в злодеяния, нарушавшия в России внутреннее спокойствие. В то время, когда Великий Князь занимался под Тверью воинским действием, из Новогородцов совокупились партии для разбоев и расположась на судах пустились по Волге и приступили к Костроме в числе 2000 человек. Наместник тамошней Плесуй хотя и вышел противу их с 5000 Костромитян, однако хитростию разбойников был разбит, и Кострома ограблена; злодеи пробыв в ней неделю, простерли свои наглости далее по Волге, даже и в Орде противу русских купцов; но напоследок в Астрахани хитростию тамошняго Князя уловлены и все истреблены. Татары не смотрели спокойно на поступки российских Князей против происков Князя Тверскаго, но старались возобновить междуусобия; и для того партиями впадали к Нижнему Новугороду и производили грабежи, под предлогом мщения за Князя Тверскаго; однако они своим замыслам подражателей не нашли, и дальних успехов не имели. После того в 1378 году Мамай усилившись в Орде, поставил себе в предмет завоеваниями и испровержениями чуждых держав учинить свое владычество страшным, и в сем намерении послал войска противу Великаго Князя к пределам рязанским. Великий Князь расположился противу их к отпору при реке Boже, и Августа 11 дня их разбил и прогнал что наипаче злобу Мамая на него изострило. Надменность его навлекала воображения о удаче завоевания Батыева; он поставляя то деяние себе примером, собрав из Татар величайшую силу, устремился на Россию и низложение Великого Князя Димитрия Иоанновича. Страх его воздействовал над Олегом Князем Рязанским, который согласясь с Литовским Князем Ягайлом Олгердовичем, приступили к ласкательству и предложили свое подданство, обещая присоединить к нему свои войска противу Великаго князя Московскаго. Но гордый Мамай довольствуясь их приверженностию, и объявя им свою благосклонность, пособия их не уважил. Великий Князь Димитрий Иоаннович с прочими российскими князьями твердо предположили все силы употребить к защищению, и собрав войска под предводительством самаго Великого Князя пошли на отражение Татар чрез рязанския области в тишине и порядке к реке Дону.
В сем военном действии Костромския войска упоминаются под начальством Воеводы Ивана Родионовича Квашни. Великий Князь переправясь Дон близ устья реки Непрядвы, Сентября в 8 день сразился с Мамаем. — Жестокий и кровопролитный бой унизил высокомерие варваров; Мамай побежден, множество Татар его побито, и победитель Великий Князь оказав лично в сем подвиге свою храбрость, и что Россия бодрствуя достаточныя имеет силы защитить себя от тяжких ея разорителей, приобрел к безсмертной славе себе наименование Донской. Стыдом покрытый Мамай, покушаясь отмстить за сие поражение вновь собирал войска; но Хан Тахтамыш опасаяся себе вреда от его высокомерных замыслов, противу его вооружился и войско его разбил. Мамай в малолюдстве ушел в Кафу, и постиг свою погибель от прельстившихся на обретающееся при нем богатство тамошних Татар, коими он убит и сокровища его разграблены. Тахтамыш после него владычество свое в Волжской Орде усилил, и сначала оказал добрую склонность к российским Князьям, кои между тем вновь союзом укрепились противу насилия Татар: однако в 1383 году возбужден от злобствовавших мщением за побитых из них при Мамае, и происками приверженнаго к ним рязанскаго Князя, нечаянно устремился к Москве с немалою силою. Великий Князь не успев тогда собрать достаточнаго к сопротивлению ему и защищению земли войска, хотя и пошел противу его к Коломне; но видя несоразмерную неприятельской силу, не отважил предать на жертву своих людей; и для того отступив, повелел укрепиться в Москве к защищению, а сам для удобнейшаго собрания войска и распоряжения дела удалился в Кострому, где собрал до 2000; а двоюродной брат его Князь Владимир Андреевич близ Волока собрал до 7000 человек. Между тем Тахтамыш приступил к Москве и нашел сильное себе сопротивление; противу чего употребил вероломство, посылая к городу на переговоры о мире, и уверяя, что он только желает видеть город. Несчастие тогда постигло Москву наипаче внутрнним несогласием се обороняющих и своевольством народа, принудившаго начальников согласиться на договор; варвары впущены в город, и заняв ворота, его разорили, ограбили, выжгли и жителей побили и пленили. Потом распространяя грабительства, убийства и разорения, партия их приходила к Волоку, но Князь Владимир Андреевич ее прогнал, чем они быв устрашены и опасаясь собирающаго войска в Костроме Великаго Князя Димитрия Иоанновича, возвратились во своясы. Попечением Великаго Князя Москва возобновлялась. Князь Рязанский сперьва военною рукою претерпел опустошение своих земель, а при переменном счастии напоследок получив мир, вступил в союз с Великим Князем; а своевольство Новогородцов, нарушившее внутреннюю тишину, наказано в 1386 году, которые принуждены были вооружением Великаго Князя заплатить за грабеж Костромы убытки и на вооружение употребленныя издержки, наказав притом сообщников, ограбивших ее. Кончина сего Великаго Князя последовала в 1389 году, и по нем престол Великаго Княжения принял старший его сын Василий Димитриевич.
При сем Великом Князе в 1410 году Татары, под предводительством Князя своего Едигея, нечаянно вступили в Россию, причиняя варварския разорения, и обступили Москву. Великий Князь Василий Димитриевич, обольщенный Едигеевым дружеством, не ожидая таковаго покушения, не имвл к защищению земли готоваго войска, и для того, дабы собрать оное, удалился в Кострому, и повелел построить город Плесо; однакож Едигей, по причине внутренняго в Орде смятения, поспешно возвратился в оную. В 1420 году свирепствующая моровая язва толико опустошила Кострому, Галич и Плесо с околичностию их, что оставались поля с несжатым хлебом. В 1422 году несчастию сему последовал великий голод. В 1425 году Великий Князь Василий Димитриевич скончался, и по нем престол Российския державы принял сын его Василий Васильевич, одаренный добрым нравом, но испытавший наитягчайшим несчастия, превозмогавшая его силы.
С начала владения его в 1429 году Казанския Татары нечаянное учинили нападение на Галич, и потом в Генваре месяце взяли Кострому, Плесо и Лух, кои ограбив пошли на низ Волги. Великий Князь хотя за ними посылал в погоню дядей своих Князей Андрея и Константина Димитриевичев, однако они сих разорителей настичь не могли, кроме того, что отделившаяся партия догнав заднее Татарское войско побила и разсеяла. В 1433 году Князь Юрий Димитриевич Галицкий открыл свои замыслы о получении престола Великаго Княжения, и вооруженною рукою произвел их в действо, подступив неожидаемо к Москве; и хотя Великий Князь Василий Васильевич за 20 верст его встретив вступил в сражение, однако не имея при себе войска соразмернаго силе Князя Юрья Димитриевича, не мог удержать его предприятия; и для того взяв мать свою и супругу, удалился из Москвы в Тверь, а оттоле в Кострому. Поиски Князя Юрья Димитриевича и тамо его постигли: он был взят, лишен престола Великаго Княжения и оставлен при уделе в Коломне. Но народ скоро ощутил правление Юрья Димитриевича для себя тяжким; множество онаго от него отложилось, и выходя в Коломну поддавались Василию Васильевичу.
В сих обстоятельствах дети князя Юрья Димитриевича Димитрий Шемяка с братьями удалились в Кострому, да и сам он на сей случай не находя способу удержать престол Великаго Княжения, возвратил оный Василию Васильевичу, и отошел в Галич. Великий Князь посылал войско к Костроме противу его детей, однако с стороны Великага Князя сражение было проиграно. В следующем 1434 году Князь Юрий Димитриевич собрав войско и победив Великаго Князя, взял Москву; а Великий Князь удалился к Мологе, и оттуда чрез Кострому в Нижней Новгород. Но вскоре потом Князь Юрий Димитриевич скончался, и во владение Московское вступил сын его Василий Юрьевич, чему братья его воспротивились, и согласись с Великим Князем Васильем Васильевичем, возвратили ему престол Великаго Княжения. Князь Василий Юрьевич ушел в Кострому, и вооружил противу Великаго Князя войска; однако в 1435 году следуя с оными к Москве, войском Великаго Князя встречен, побежден, прогнан в Кострому, и тамо будучи атакован, испросил у Великаго Князя к себе примирения, а притом получил в удел себе Дмитров; но не успокоясь в 1436 году из Дмитрова отошел паки в Кострому, и как во оной, так в Галиче и Устюге собрав войско, еще покусился итти противу Великого Князя. Сражение в Ростовской области решило его судьбу, на коем он поиман. в 1445 году Великий князь защищаясь от нашествия Татар, вступил с ними около Суздаля близ Ефимьева монастыря в сражениe; несчастие противу его столько ожесточилось, что Татары его одолели, и израненнаго поймали в полон, из котораго в 1446 году отпустили с договором, чтоб получить за него выкупу 5000 рублей и ежегодно от России брать дани по 2 рубля со ста душ. По возвращении его на свой престол, сей случай Князь Димитрий Юрьевич Шемяка уловил в пользу своих недоброжелательных ему намерений, и тайными пересылками с Князьями Можайскими и Тверским и разсеваемым в народе по Москве cлухом, будто Великий Князь за свободу из плена Российскую державу со столицею уступил Татарам, выговорив во владение себе Тверь, возжег противу его возмущение и тайный заговор, чтоб его нечаянно поймав лишить престола. Исполнилось cиe злое намерение: когда Великий Князь, ничего не опасаясь, восприял отшествие в Троицкую Лавру, тогда Москву заняли, и погнавшись за Великим Князем постигли его во оной Лавре, взяли под стражу, привезли в Москву и лишили зрения; потом вероломством взяли в Муроме и детей его, и токмо Вологду оставили ему в удел. Князь Димитрий Шемяка недолго пользовался плодом своего высокомернаго лукавства: народ его правлением был не доволен; возмущенные противу Великого Князя Василья Васильевича раскаялись, а пребывшие в верности с разных сторон помогали, и зрение его по миновании болезни несколько открылось. Тогда Шемяка опасаясь Великаго Князя, предпринял препятствовать его в Москву шествию с собранным войском на Волоке; но сим временем верные Великому Князю вошед в Москву, Наместника Шемякина поймали, и граждан к присяге привели; о чем услышав Шемяка побежал чрез Галич в Чухлому. Cиe учинилось в 1448 году. Великий Князь возвратя себе престол Российския державы, противу Шемяки пошел с войском в Кострому, где пребывая, на прошение его, клятвою подтверждаемое, склонился даровать ему мир. В 1449 году Шемяка нарушив свою клятву, подступал с войском к Костроме; но не получив в сражениях своих удачи, вторично испросил у Великого Князя мир. Однакож замыслы его и в следующем 1450 году возобновлялись, во отвращении чего Великий Князь походом своим по реке Костроме постиг его близь Галича и победил; разбитый Шемяка побежал в Новгород, и из онаго в 1452 году еще предприял итти к Устюгу; но Великий Князь прибыв в Кострому, послал противу его войско, от котораго Шемяка, зажегши предместие устюжское, ушел; и потом в 1453 году смерть, приключившаяся ему в Новегороде, безпокойства от него происходившия прекратила.
В 1462 году скончался Великий Князь Василий Васильевич, и по нем престол Великаго Княжения принял старший сын его Великий Князь Иоанн Васильевич; при коем в 1467 году Казанские Татары покушались напасть на Галицкой и Костромской уезды, но расположенными по сим городам Великаго Князя войсками до того не допущены.
Во время державы Царя и Великаго Князя Иoaннa Васильевича в 1536 году паки Казанские Татары покушались во многолюдстве напасть на Костромския места, коих границы оберегал Князь Петр Засекин. Сей вождь поспешно встретил их, удалившись от подкрепления его большим войском, и потому Татарами был разбит, где и своею жизнию пожертвовал; но за тем Татары узнав о прочем противу их готовом войске, испугались и отошли. В 1549 году Казанские Татары под предводительством Арака богатыря напали на Галицкия места; но Костромской Наместник Захарий Яковлев застал их у речки Езовки, и побил на голову. В 1550 году при восприятии похода к Казани для взятья ея, сборным местом праваго крыла войска, под начальством Воевод Князей Горбатаго и Серебренаго была Кострома.
В продолжении временя до 1605 года известий о достопамятных деяниях, относящихся до Костромы, не находится. А пред сим Россия оплакивала убиение Царевича Дмитрия Иоанновича, произведенное злодеями в Угличе (*Царевич Димитрий убит в 1591 году Маия 15 дня), и с одной стороны отраду свою почитала в кротком своем Самодержце Царе Феодоре Иоанновиче, но с другой была хитрыми происками терзаема от его Боярина Бориса Годунова, погубляющаго знаменитых сынов отечества, для очищения коварным образом пути себе к престолу. Кончина Царя Феодора Иоанновича пресекла мужеской пол роду древних всея России владетелей; избрание на престол наклонено хитростию на помянутаго Бориса Федоровича Годунова, которой чрез то и получил Российскую державу. Ближний сродник покойнаго Царя Федор Никитич Романов Юрьев казался опасен Годунову, и по той причине претерпел от него гонение; составили на него, на братьев его и на весь дом клевету подлейшаго умысла на Царскую Годунова жизнь, якобы готовили ему отраву; судили публично, жестоко истязывали их служителей, из коих некоторые и жизнию пожертвованы: но никакова свидетельства ни от кого, кроме злаго клеветника и предателя их же слуги прозванием Втораго, единаго доносу, не изъискано. Однако повелением Царя осуждены они на вечное заточение; и потому Феодор Никитич сослан в монастырь Антония Сийскаго, в пределах Архангелогородских состоящий, и тамо по неволе пострижен в монахи и наречен Филаретом; супруга его Ксения Ивановна послана на Онегу, и также неволею пострижена в монахини и наречена Марфою; а при ней оставлен шестилетний сын их Михаилм Феодорович. Знаменитая сия фамилия таковое тягчайшее гонение претерпела во все время бытности на престоле Годуновых. Но зло другим последовавшим злом истребилось; престол российскаго государства похищен Гришкою Отрепьевым, ложно присвоившим себе свято почитаемое имя Царевича Димитрия Иоанновича, убиеннаго в Угличе, и обман распростирался с лицемерною притворностию всячески и повсюду, дабы уловлять в сети повиновения сему хищнику. Нужно ему было возвратить Царицу, последнюю Царя Иоанна Васильевича супругу из фамилии Нагих, мать убиеннаго Димитрия, томимую в ссылке в Белозерских пределах, и постриженную в монахини в скудном монастыре Святаго Николая, что на Ваксе. Тиран тайное ей учинил предложение, чтоб она признала его своим сыном, от чего зависит ея и ея родственников освобождение, а в противном случае во всеми ея родственниками подвергнется она мучительной смерти. Конечная пагуба родственников невинную сию страдательницу наипаче преклонила исполнить тираново предложение, дабы его признать своим сыном. И так она была возвращена в Москву в 1605 году; льстец умножил свои притворства возвращением из ссылки Царицыных сродников и знаменитых Бояр, претерпевавших от Годунова гонение; между коими фамилия Романовых Юрьевых при свободе получила приличныя почести; Филарет Никитич посвящен митрополитом в Ростове; супруге его иночествующей Марфе Иоанновне с их сыном Михаилом Феодоровичем по их желанию дозволено жить в Костромском Ипацком монастыре, и определено пристойное знаменитому роду их содержание.
В 1606 году Маия 17 дня самозванец сей, оказавший многия наглости противу веры, чести отечества и непорочности нравов, со престола низвержен и явно изобличен; смертная казнь ему совершена всенародно, и тело его три дни лежало на площади. Польша, граждующая России, подкрепляла происки его, воображая возможность произойти ея пользам из утомления соседственной державы; и потому не только снабжала его войском, но и вельможи и дворянство ея прилепляясь к самозванцу, сильное влияние производили на действия, к управлению и состоянию России относящияся; и наконец он обязался браком с Мариною Мнишковою, дочерью Воеводы Сендомирскаго, а ради сего наипаче окружался Поляками, его возстановителями и ближними свойственниками.
По низвержении его со престола, содействующие осману Поляки под стражею разосланы в Ярославль, Кострому, Галич и в другие Поволжские города; а на престол Российский вступил по избранию Царь Василий Иоаннович Шуйской, у коего при добрых склонностях не было недостатка в предприимчивости; но не был он одарен твердостию духа, к произведению великих дел способствующею, и потому не возмог успокоить отечества от измен и бунтов, и предостеречь и отвратить возникающаго величайшаго зла. Самозванцы явились многие, называющееся Димитриями, под обманами будто бывший на престоле Царском не убит, но ушел и производили в народе возмущения, которыя Польша подкрепляла своими войсками под начальством Князя Ружинскаго, Гасевскаго, Князя Вишневецкаго, Сапеги, Гетмана Желковскаго и Полковника Лисовскаго, распространяя по России убийства, грабежи и разорения. И хотя оная в 1608 постановила на 3 года и 11 месяцов перемирие, но вероломно воспользовавшись только оскобождением разосланных под стражею по городам Поляков, в тож время оное нарушила, и из стана ложнаго Димитрия своими войсками распространила разорения, покоряя ему многие города, между коими Полковник Лисовский военною рукою взял Суздаль, Шую и Кинишму, и разорил селения в Костромском и Галицком уездах. Шведское помощное войско, под начальством Генерала Делагарде Царю изменило, и обратилось во вред, отторгая от России к себя владения; а Польский Король с войском вступил в Россию и осадил Смоленск. При сих обстоятельствах в 1610 году раздоры умножалися и толико утомляли бедствующую Россию, что и близкие подданные Царю, лишаясь надежды на его дела, не проникли в замыслы Польскаго Короля, на конечное разорение России устремляющееся, и следуя не осмотрительно проекту Польскому, странное о средстве государственнаго спокойствия воображали мечтание: употреблена была к Царю усильная прозьба, дабы он оставил престол для возведения на него Королевича Польскаго Владислава. Царь оставил свой престол. Собрание седьми Бояр во управление государства вступили, с тем мнением, чтоб постановить договоры с королевичем о его царствовании. Они отправили к Королю о том посольство; но между тем попустили Гетману Желковскому овладеть столицею, разрушить их государством управление, и оставившаго Царский престол Василъя Иоанновича Шуйскаго отослать за стражею в Польшу, где и жизнь его пресеклась. Поляки в Москве Патриарха Ермогена, непоколебимо ревнующаго подкреплять состав государства, низвергли со престола и предали голодом томительной смерти. Рoccийские послы, в числе коих был и Филарет Никитич, Митрополит Ростовский, в Польше заключены под стражу, и Польской Король титул Государя Московскаго ceбе присвоил.
Но в 1613 году подвиг верных сынов отечества одолел его разрушителей. Уединению и строгой добродетели посвятившие дни свои мужи Троицкой Сергеевой Лавры Архимандрит Дионисий и Келарь Авраамий Палицын с собором монашествующих принимали под защищение в свою обитель мучительно гонимых Поляками, и разсылаемыми по городам грамотами устроивая единодушное согласие, к народу простирали глас, увещевающий и поощряющий на подвиг спасти отечество, претерпевающее конечныя бедствия. Подпорою государству послужили Князь Димитрий Тимофеевич Трубецкой, а наипаче Князь Димитрий Михайлович Пожарской с Нижегородским купцом Козьмою Мининым. Князь Трубецкой с войском под Москвою подвизался, но не имел достаточных сил одолеть разорителей и освободить столицу; Козьма Минин в Нижнем Новегороде при чтении грамоты от духовных лиц склонил граждан, собою оказав пример, снести свои имения в общую казну, потребную к снабдению воинов, ревнующих о возстановлении отечества. Граждане снесли деньги и обязались впредь в случае нужды жен и детей своих продавать, дабы подать помощь общему государства устройству; над войском избрали и поставили начальником князя Пожарскаго, имевшаго опыт в военном деле и в усердии к отечеству, а употребление собранной казны поручили Минину. Корпус войск составлялся из воспламеняемых честию подвижников, ревнующих одолеть врагов государства; разум и добродетели начальствующаго полководца и служившаго мудрыми советами в деле сем Минина споспешествовали ему увеличиться.
Сей Корпус из Нижняго Новагорода шествовал чрез Поволгские города и селения, и граждане Юрьевца Поволгскаго от усердия своего учинили ему вспоможение деньгами. В Плесе из Костромитян любящие отечество встретили Князя Пожарскаго, и известили , что Костромской Воевода Иван Шереметев с своими единомышленниками расположился противиться его предприятиям, и не пустит его в город, в чем однакож народа большая часть была не согласна; Князь Пожарский уважив cиe известие, и советовав с Мининым, не остановил своего похода, но прибыв к Костроме расположился в порядке на посаде. С прибытием его открылась ревность Костромитян, желающих видеть государство свое от врагов освобожденным; они препятствующаго сему подвигу Воеводу своего Шереметева из начальства низвергли, и хотели убить; но Князь Пожарский жизнь его спас, и успокоил народ, довольствуясь определить по их прозьбе Воеводою к ним Князя Романа Гагарина. Во время пребывания его в Костроме Суздальские граждане присылали просить защищения от грабительства Казаков подначальных Просовецкому, который был изменника Заруцкаго единомышленник. Князь Пожарский посылал туда отряд войска, и отогнав сих грабителей, избавил Суздаль от их наглости. Благоустройство корпуса, сколько он пребыл в Костроме, наиболее впечатлевало надежду в Костромитянах, что сии подвижники достигнут своего великаго предмета, и воспламеняло наипаче их усердие; действием коего они собрав многую казну, поднесли Князю Пожарскому, и провожая сих воинов, истощали радостныя слезы. Сей подвиг верных сынов отечества славно послужил ко освобождению от Поляков Российской столицы Октября в 22 день помянутаго 1613 года, и из-под их внутри Москвы стражи между прочих знаменитых особ иночествующия Марфы Иоанновны с ея сыном Михаилом Феодоровичем Романовым Юрьевым, кои по освобождении отбыли в тоже время в Кострому.
Проекты Польши о разрушении российскаго государства столь далеко простиралися, что сродники Царей, ради близкаго пути им ко упражненному престолу, не были безопасны от их поисков; память тому сохраняет жилище земледельцов, от Костромы в 42 верстах состоящее, деревня Коробова, которая в открытом Наместничестве по разграничению уездов из Костромскаго в Плесской включена; в ней ныне по ревизии находится мужеска полу 71 душа; потомство страдальца, освобожденное от всяких государственных личных и оброчных поземельных податей, почему они и белопашцами называются. Их предок, села Домнина крестьянин, Иван Сусанин в 1613 году, во время впадения в Костромской уезд поиском противу особы Михаила Феодоровича, Поляками и Литовцами был поиман, разными истязан муками и в страдании умерщвлен; но твердый его дух, зная о месте пребывания искомаго врагами, сокрыл испытываемую ими тайну, и принес жизнь в жертву для целости особы, ко утверждению государства сохраняемой. По вступлении на престол Царя и Великаго Князя Михаила Феодоровича пожалованы землею с вышеупомянутым преимуществом оставшие Сусанина дочь и зять, и их род и потомство; и cиe пожалование и до ныне владеющими Государями подтверждается.
По освобождении столицы из наглых рук Российскаго государства разрушителей, и когда Король Польской устремляя свои силы ко удержанию своей над Рoccиею власти, сам с войском к Вязме и от нее к Волоку-Ламскому приступал, но нашед сильное себе сопротивление, в Польшу возвратился; а с другой стороны Швеция притесняя Российския области, устремлялась восхитить Российскую корону для своего Королевича, освобождающие отечество россияне общим советом тщилися избрать и возвести достойнаго Государя на праздный престол. Нужно было ради истребления зависти предпочитать близких Царскому роду сродников; и чтоб после безначалия благоуспешнее устроить тон согласнаго повиновения, то производить избрание самодержавнаго Государя безпрекословным единодушием. Последуя сим правилам, в столице Февраля 3 дня назначен принять корону Михаил Фeодорович Романов Юрьев; изведаны по прочим городам чрез нарочно посыланных мнения народныя, везде сeмy избранию согласующияся; наконец 21 числа тогож месяца публично в соборном храме, по принесении всенародной Богу молитвы, от всякаго состояния людей единодушно он же избираемым в сие высочайшее достоинство подтвержден. И так бремя правления государства раззореннаго, извнутрь изменниками смущаемаго, извне устремленным на притязаниe короны его двум сильным соседям противоборствующаго, возлагалось на возрастающаго в гонениях шестнатцатилетняго юношу, отсутствующаго от столицы и от искания царския державы весьма удаленнаго. Соединенная всякаго состояния чинов и народа мысль столь была тверда, что тогдаж все ему присягу учинили. Михаил Феодорович в то время пребывал при матери своей в Костромском Ипацком монастыре.
Ко избранию на трон Царя и Самодержца учреждено было многочисленное посольство, которое составляли из духовных лиц Архиепископ Рязанский и Муромский Феодорит, со многими знатных монастырей Архимандритами и Игумнами, из вышних служителей государства Бояре Федор Иванович Шереметев, Князь Владимир Иванович Бехтеяров Ростовской и Окольничей Федор Васильевич Головин, из прочих гражданских и земских от каждаго состояния особые поверенные. Им поручено принести новоизбранному Царю от лица всея России всеподданническое грамотами и изустно прошение, изобразив произшедшия государству бедствия, отечество сиротеющее, и что в сих обствятельствах россияне все от мала до велика единодушно признавая содействующий Бога Вседержителя промысл, под державу Его Величества себя преклонили, и торжественною клятвою верность свою ему утвердя, ожидают с радостным желанием прибытия его в столицу и возшествия на престол великих его предместников. Посольство оное к Костроме из Москвы отправилось Марта 2 дня, и тогож месяца 12 числа прибыло в состоящее в 2 верстах от Костромы село Новое Селище; а на другой день в провожании градскаго начальника вступило в город, и послало доложить избранному Государю и его родительнице о своем прибытии.
14 числа послы, провождаемые всеми градскими жителями, шли в Соборную церьковь и всенародное моление совершили; а потом из онаго духовные чины во священном облачении, подьяв святые кресты и иконы, при колокольном у всех церквей звоне, шествовали с возсылаемым Божеству пением к Ипацкому монастырю. Михаил Феодорович и его родительница вышед из монастыря, со благоговейным почитанием встретили Грядущую Святыню, приняли от Архиепископа и прочаго Духовенства благоcловение, и вопрошали о причине их прибытия. Архиепископ и Бояре объявя дело их посольства, подали ему грамоты и всеподаннейше просили его принять сираго государства державу. Содержание ответа избраннаго царствовать и его родительницы было, что они к тому никогда ни желания ни расположения не имели, и в заключение онаго сильными выражениями с учиненнаго им предложения отреклись и не хотели уже и посольству последовать, и едва на многое со слезами прошение склонились, чтоб ради священнаго собрания войти в церьковь. Архиепископ, Бояре и все посольство внутрь церкви проливая слезы, возобновили свое к ним прошение; но Михаил Феодорович равномерно перьвому на оное не соизволял, доказывая, что истощенное состояние государства возобновить и в тоже время противоборствовать внешним его врагам и внутренние мятежи утушать, когда народ в разсеянии, сокровища разграблены, доходы государственные изсыхают, сие великое дело весьма превышает силы его младых лет; а притом у домогающагося присвоить российскую корону Короля Польскаго бедствует в неволе поборающей по отечестве его родитель, без коего благословения к сему он приступить не может, и наиболее мнит, что его токмо подвергнет вящшей опасности, нежели надеется получить успех в благополучии государства, родительница его к подобным сему отрицаниям присовокупляла опасность особы и единороднаго сына ея, видя происходившия в народе легковерия и непостоянства. Просители поражались горестию; их слезы сопровождаемы стали рыдаием, с коим усугубляя прозьб, представляли не преклоняющемуся, чтоб предал себя на волю Бога , утверждающего царствы, укрепляющаго силы и народы благополучием одаряющаго, возложивши надежду на содействующий его всевышний промысл, явленный при избрании его, где ни от одного человека не оказалось никакого противоречия, и что почитается гласом Божиим глас народа, и избранные подобным образом Государи успехами в великих делах увенчиваются; что народа, приносящего свое ему подданство, мысль не поколебима, и оный уже учинил торжественную ему присягу, и что по освобождению родителя его из бедственной неволи всевозможное старание приложить потщатся. Таков подвиг просителей и непреклонность просимаго около 6 часов продолжались. Посольство и народ видя их прошение отриновенным, из удивления и печали в ужас приходили.
Внутрь церькви Святитель с собором воздвиг священныя иконы, и подошед ко избираемому, павши на землю и проливая слезы, еще приносил усерднейшия прошения; вне храма от множества народнаго происходили плачевные вопли и рыдания, и сердце родительницы Государевой преклоняли к снисхождению; однакож она все силы собирая, на прошение их еще не соглашалась. Ея сын подошедши к ея месту, подтверждал, сколь великое бремя наложить на него во младых летах вознамерились, и изъясняя прискорбие своей души и печаль сердца, что не находит сил их прошения исполнить, окончал свою речь непоколебимым отказом и от трона отречением. Патриотическаго духа исполненный Святитель горькими обливался слезами, и наконец сильным представлял словом, какия опасности отечеству без вышней власти предлежат, когда оно сильными окрестными врагами утесняется, и каким горьчайшим подвергнется оное бедствиям, когда от зломыслящих будет в нем вера до конца попрана, святыня осквернена, собравшийся народ расточен, разорен, на расхищение, пленение и погубление с женами, с детьми и неповинными младенцами оставлен; а притом не меньше и от междуусобия будет кровь проливаема: толикое зло и пагубу отвратить судьбою Всевышняго Бога никто иный, кроме его, не предъизбран; ему предопределено спасение отечества, и что в противном случае праведный и страшный Вседержителя суд взыщет последующих лютых зол причину; а с их подданнической стороны крепкая и непоколебимая положена мысль и утверждена нерушимою клятвою, дабы кроме его Государя трон Всероссийскаго царства никому не предлагать, рыдание и вопль окончал сию речь, проникшую и преклонившую сердце родительницы; она с пролитием слез произнесла глас к Богу, исповедывающий всевышнюю Его судьбу и премудрость, и взяв за руку единороднаго своего сына, еще отрицающагося, представила ко святыне пред иконою Богородицы и препоручила Всемогущему Божию промыслу. Тогда от родительницы Богу отданный сын повинуясь ей, пал на колени и всего себя из глубины души приносимою молитвою вручил в совершенную Вседержителя волю, и потом к народу обратясь изъявил свое соглашение. Архиепископ возложил на него Царский крест и вручил скипетр. Севшу Монарху на приуготовленном ему престоле, из бездны горести пролилась в сердца народа величайшая радость, провозглашающая его Царем и Самодержцем Всероссийским; все в слезах простирали ко всемилостивому Богу о исполнении Его промысла усерднейшее благодарение, и потом приносили Государю и его родительнице всеподданнейшия поздравления, повторяя в непоколебимой верности торжественную присягу. Сей день сохраняется в памяти ежегодным в Костроме знаменитым праздником в честь пребывающия в Соборе Иконы пресвятыя Богородицы Феодоровския. Преосвященный Архиепископ со всем посольством наиубедительнейше тогда же просил Государя, дабы восприял путь в престольный град и обрадовал не терпеливо желающий видеть пресветлое лице его народ. С извещением всего того отправили Послы в Москву несколько Депутатов. Царь из Костромы восприял шествие в столицу тогож месяца 19 числа. В Ипацком монастыре до ныне существует в большой соборной церькви царское место сего избраннаго оттоле Монарха, и при ограде монастырской палаты, служившая ему жилищем с его родительницею.
Сей шестнатцатилетний юноша, отлученный во младенчестве от отца, воспитанный в уединении, возрастший в гонениях, вошед на Царский трон, разоренное государство обновил, смущения его успокоил, разоряющих соседей в их предприятиях остановил, землю в достояние ея защитникам утвердил; ко просвещению народа предположил начало, к силе и распространению государства твердое основание; царствовал ко благоденствию своих подданных 32 года. Избравшие народы в нем обрели трудолюбиваго Государя, награждающаго заслуги, любящаго устройство, осмотрительнаго в предприятиях, разумнаго в правлении, успешнаго в делах; высокомерие и мщение от сердца его были весьма удалены; слава и любовь подданных его окружали. Ему содействовал советами знаменитый его родитель, возведенный на престол Всероссийскаго Патриарха, и при утверждении веры способствовал народному благополучию.
В царствование его в 1619 году в Костроме торговыя площади и ряды, не вмещавщияся в городское укрепление, обнесены были пристройкою деревянной стены с башнями и рвом, которая называлась новым городом; но оная, так как и прежния на валу деревянныя же стены с башнями, в последовавшие в 18 столетии пожары погорели. В 1628, 1629 и 1630 годах учинены по государству городам, селениям и землям писцовыя книги, по которым значит, что в Костроме тогда находилось кроме слобод, к ней присоединенных, соборов 2, монастырей 4, церквей приходских 34, дворов 1633, пустых дворовых мест 75, лавок и анбаров 489, да роздано мест под лавки 163; но из числа монастырей Вознесенской и Спаской Подвязной, бывшие оба мужеские, в течение времени упразднились и от последняго ныне существует токмо церьковь приходская.
В 1655 году Кострома со прочими городами претерпела тяжкое несчастие от моровой язвы, после коей изчислено по переписным книгам в городе с присоединенными к нему слободами мужеска полу, не включая малолетных и женщин, умерших 3461, а оставших только 1895 человек; дворов и келей жилых 1122, дворов же мест пустых 1276. Ко управлению ея определяемы были Воеводы, а в 1736 году учинена она провинцию, в ведомстве Московской Губернии. В 1744 году учрежден в ней Епископ, который по штатам духовных мест, изданным в 1764 году, состоит в 3 классе, и ему определен кафедральным Троицкой Ипатской монастырь; а до того времени Кострома принадлежала к Епархии управляемой Патриархами, а после их Святейшим Синодом.
1767 год достопамятен сему городу счастием, каковое Костромские жители видели в 15 день Маия, удостоясь Высочайшаго присутствия Великия Монархини ЕКАТЕРИНЫ ВТОРЫЯ во время путешествия ЕЯ ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА по Волге до Казани. ВСЕМИЛОСТИВЕЙШАЯ ГОСУДАРЫНЯ благоволила с судов сняться и пребыть тот день в город, посетив собор и монастырь Ипацкой, где и кушать изволила; при чем и лучшия местоположения сего города ея осмотра были удостоены. В то время пожалован городу сему герб. В 1778 году открыто в ней Наместничество по учреждению, в каком пребывает и до ныне.
КОНЕЦ.
________* Васьков Иван Кузьмич (1746-1812) - историк, писатель, уроженец Верейского уезда Московской губернии. Был вице-губернатором в Костроме.