Деревянная церковь Ильи Пророка села Верхний Березовец

Russian winter
Просвещения, ул, д. 1б, лит. А
(Ипатьевская слобода)

Одна из лучших сохранившихся деревянных церквей ярусного типа в Костромской области. Ряд исследователей датируют храм неопределенно широко (ХVI-ХVIII и даже сер. XIX вв.). Из документов известно, что в 1653 г. в с. Верхний Березовец (ныне Солигаличского района) существовали две деревянные церкви: холодная Никольская с приделом Ильи Пророка и теплая Покровская с приделом Параскевы Пятницы. В 1707 г. к Никольской церкви было пристроено два придела: Покрова (теплый) и Параскевы Пятницы. В 1822 г. в селе была выстроена каменная теплая Покровская церковь. По всей видимости, строительство деревянной Ильинской церкви относится к первой половине XVIII в. Не позднее середины XIX в. она подверглась перестройке, к этому же времени относится сохранившийся иконостас храма. В конце ХIХ в. вместо крыльца в западной части церкви сооружена двухэтажная паперть с лестницей и сделаны железные кровли, было изменено также внутреннее убранство храма.

Деревянная церковь Ильи Пророка
Russian wooden church. Деревянная церковь Ильи Пророка

В 1970 г. церковь перевезена в музей и реставрирована по проекту арх. В.С. Шапошникова в 1970-1977 гг., при этом была воссозданы паперть и железные кровельные покрытия конца XIX в. Рубленная из сосны церковь поставлена на подклет. Ее продольно-осевая композиция включает храм типа “восьмерик на четверике” с пятигранной апсидой, равную ему по ширине почти квадратную трапезную и более узкую паперть.

Russian wooden church. Деревянная церковь Ильи Пророка
Russian wooden church. Деревянная церковь Ильи Пророка

Храм отличается стройной ярусной структурой: четверик несет два убывающих по высоте восьмерика, а над “вспученной” кровлей возвышается металлическая луковичная глава. Сильно выступающие свесы кровли, напоминающие полицы, обогащают силуэт церкви. Четверик храма и трапезная рублены «в обло» из бревен, апсида, восьмерики в лапу из окантованных с наружной стороны бревен, а притвор — в лапу из пиленого бруса.

К особенностям храма относятся “неправильности” его объемно-планировочной композиции: “косая” посадка верхнего восьмерика, неправильная форма апсиды и т.д. Окна церкви — косящатые (в нижнем восьмерике на южной и северной стенах — сдвоенные). Единственным элементом наружного декора служит резной подзор четверика.

Храм основного яруса имеет деревянное перекрытие, имитирующее сомкнутый восьмилотковый свод на тромпах. Свод оклеен узкими полотнищами холста домашнего ткачества и по грунтовке расписан на сюжеты “Страстей Христовых”. В центре свода — круглая икона с погрудным изображением Христа Вседержителя. Иконография росписи опирается на лубочную интерпретацию гравюр иллюстрированных Библий XVII в. Письмо отличается редким аскетизмом, практически это рисунок кистью, где только одежды переданы цветным контуром (синий, охра). Рисунок уверенный, свободный, белый фон естественно входит в структуру всех изображений и создает исключительную светозарность, воздушность росписи. Каждая грань свода имеет двойную орнаментальную рамку из крупных, предельно упрощенных листьев аканта. В вершинах семи граней изображены херувимы и серафимы, на восточной грани — “Всевидящее око”. На восточной грани свода размещено “Распятие с предстоящими Богоматерью и Иоанном Богословом” Это скульптурное навершие иконостаса входит в контекст страстного цикла, как его кульминация, а завершающая сцена “Разделение ризы Христа” по смыслу поставлена напротив “Распятия” на западном лотке свода. Роспись свода и центральное тондо относятся к последней реконструкции церкви в конце XIX — начале XX вв.

Иконостас — четырехъярусный. Царские врата — резные, ажурные с шестью живописными клеймами (четыре евангелиста и архангел Гавриил с Богоматерью). Центральная часть иконостаса выделена по вертикали спаренными колонками, в навершии которых установлены фигуры предстоящих Распятию. Резьба иконостаса характерна для северного рококо, совмещавшего барочные витые колонки с гроздьями винограда, роккайльные завитки и классически ясную симметрию композиции. Под иконами местного ряда располагались панно с написанными на холсте сценами из Библии, но они, как и иконы праздничного ряда, не сохранились. Отдельные вставки, дополнения резьбы с орнаментом “модерн” свидетельствуют о перемонтаже иконостаса в конце XIX — начале XX вв. На заворотах иконостаса, в тяблах под сводом и на стенах трапезной размещались иконы XVII-XVIII вв. иконостасов предшествовавших церквей и приделов.

Резьба сени над плащаницей отличается от главного иконостаса. Витые колонки с гирляндами цветов и ажурное навершие, как на темнице Спаса, имели прообразом резной декор иконостаса Рождественского собора г. Солигалича. Живопись и резьба в интерьере храма реставрированы художниками и резчиками КСНРПМ в 1983-1987 гг.. “Небо” было наклеено на фанерную основу, чтобы предохранить холсты от деформации по пазам тесовой обшивки свода.
Лит.: Материалы для истории Костромской епархии. Солигаличская и Унженская десятины. Вып. 2 Кострома, 1900. С. 12-13; ИАК. Вып. 31, СПб., 1909. С. 254-255; Б.И. Дунаев. Деревянное зодчество северо-востока Костромской губернии. М., 1915; С. Забелло. Костромская экспедиция // Архитектурное наследство. Вып. 5. М., 1955. С. 19, 26-32; Е. Кудряшов. Музей деревянного зодчества в Костроме. Ярославль, 1971. С. 39-41; А.А. Тиц. На земле древнего Галича. М., 1971. С. 127-131; Кострома. Путеводитель. Ярославль, 1983. С. 168; А.Н. Мазерина, М.М. Орехова. Музей народной архитектуры и быта в Костроме. Путеводитель. Кострома, 1984. С. 35, 36, 39. С.С. Каткова. Церковь пророка Ильи из Верхнего Березовца. К проблеме атрибуции известного памятника. Рукопись. XVII-XVIII вв.

church

 

Сайт первоисточника http://enckostr.ru/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


*