ПЕЖЕНГА

 

Пеженга, урочище Пеженга…. Эти как-то мистически звучащие названия вошли в мою жизнь не с детства, – в детстве, ведь, не очень-то интересуешься прошлой жизнью родителей. Со временем я узнала, что Пеженга – это наша прародина, поскольку в  Пеженге в 1907 году в семье священника местной Успенской церкви Иорданского Михаила Сергеевича (1880-1945) и его супруги матушки Елены Александровны, урожденной Страховой (1882-1959), родился сын Анатолий, мой будущий папа. И вот уже лет тридцать, с тех пор как я озадачилась вопросами выяснения корней нашего священнического рода Иорданских и моментом получения фамилии, меня все больше привлекала, почти гипнотизировала, эта таинственная неизвестная Пеженга. К моему великому удовлетворению, в 2007 году, в год столетия папы, мы с братом Михаилом осуществили-таки давно вынашиваемый замысел – посетить Пеженгу. В последнее время в интернете появилось несколько прекрасных очерков об этом чудесном, ныне заброшенном уголке севера центральной России, например, http://kolgazeta.h18.ru/_private/kray2.htm, но мне хочется рассказать о «своей» Пеженге.

Начну издалека, и заодно приведу распечатки некоторых документов из Костромского архива, оригиналы которых из-за пожара в ГАКО в 1982 году сейчас имеют обгорелый и почти неудобочитаемый вид. Думается,  они представляют интерес, как свидетельства того давнего времени, иллюстрирующие процедуры назначения и перемещения священников с одного места службы на другое.

Я совсем не знаю даже дедушки, практически не застала его на этом свете, но хочется думать, что были он и его предки не попами, а Священниками, являясь порой единственными представителями сельской интеллигенции того времени. Во всяком случае, до революции дедушка, священник в одном из глухих уголков Костромской губернии,  выписывал из Санкт Петербурга  много разной литературы: курс лекций по психологии (о личном магнетизме, развитии характера и самообладания, гипнотизме, силе мысли, о памяти и воспоминаниях), самоучитель игры в шахматы, журналы «Нива», «Трезвенник», «Новое слово», детский журнал «Светлячок», иностранные романы и др.  По воспоминаниям моих тетей, их отец любил вести разговоры-споры со священниками соседних приходов на отвлеченные темы, часто философского характера. Из любопытства, по книгам, дедушка  даже пытался понять, что есть высшая математика. Было много и специальной литературы по вопросам Веры и Богослужения, большей частью на старославянском языке.

Вот распечатки нескольких документов 1904 года.

«Его Преосвященству Преосвященнейшему Виссариону

Епископу Костромскому и Галичскому

учителя Жирятинской церковно-приходской школы

Кинешемского уезда Михаила Иорданского

 

Прошение.

При переходе из 4 класса Костромской Духовной Семинарии в 5 я получил неудовлетворительный балл на экзаменационном сочинении по Психологии, вследствие чего принужден был держать переэкзаменовку. После же неудовлетворительного ответа на переэкзаменовке я был оставлен на повторительный курс. Но средства мои, как средства сироты, не позволяют мне продолжать образование, и я, проучив повторительный курс в 4 классе полгода, в начале 1902 года вышел из Семинарии и поступил учителем в церковно-приходскую школу; в этой должности я нахожусь и в настоящее время. Затем, с разрешения Епархиального Училищного Совета  вступил в законный брак  с дочерью псаломщика. Однако за все время моей службы учителем я имел более сильное желание  быть священником.

Побуждаемый этим своим давним желанием, я обращаюсь к Вам, Ваше Преосвященство, с покорнейшею просьбою: не благоволено ли будет разрешить мне держать экзамен на священника.

1904 года сентября 11 дня. Учитель Жирятинской церковно-приходской школы Кинешемского уезда Михаил Иорданский».

«1904 года сентября 27  дня  бывший учитель церковно-приходской Жирятинской школы Михаил Сергеев Иорданский исповедан мною, и по открытии исповеди препятствий к рукоположению его во священника не оказалось; посему, на основании существующих указаний, приведен к присяге.

Ипатиевского монастыря игумен Александр» 

«Его Преосвященству  Преосвященнейшему Виссариону

Епископу Костромскому и Галичскому

    учителя Жирятинской  церковно-приходской школы

     Кинешемского уезда Михаила Иорданского

 Прошение.

Быв подвергнут в Испытательной комиссии экзамену на священника и выдержавший оный удовлетворительно, осмеливаюсь утруждать Вас, Ваше Преосвященство, своею покорнейшею просьбою:  не благоволите ли определить меня на 2-ую священническую вакансию села Троицкого Буйского уезда.

Октября 3 дня 1904 года.               Бывший учитель церковно-приходской школы  Михаил Иорданский».

«Журнал Костромской Духовной Консистории            15 ноября 1904 года.

Приказали: настоятелем церкви погоста Троицкого назначить священника Димитрия Николаевского, который должен пользоваться жалованьем от казны, а вновь рукоположенный священник Михаил Иорданский должен быть вторым священником,  без жалованья».

Видимо, очень бедно безо всяких средств к существованию жилось в селе Троицком  молодой семье моих бабушки и дедушки, ибо менее чем  через два года появилось

«Его Преосвященству Преосвященнейшему Виссариону

Епископу Костромскому и Галичскому

Священника Буйского уезда Троицкой церкви

Села Троицкого Михаила Иорданского

Прошение.

            Вследствие крайней скудости моего материального положения я осмеливаюсь просить Вас, Ваше Преосвященство, перевести меня в Пеженгу Кологривского уезда.

Июля 25 дня 1906 года.

Буйского уезда Троицкой церкви села Троицкого священник

Михаил Иорданский».

Село Троицкое находилось (и сейчас существует на юге Сусанинского района Костромской области) недалеко  от родины самого дедушки (село Воскресенье на Кореге), и церкви Николаевской на Быстрых Галичского уезда, где священником же служил всю жизнь его дед Иоанн Данилович Иорданский (1806-1858). Пеженга же находилась на самой северо-восточной границе с нынешней Вологодской областью, в глухих местах бескрайнего Кологривского леса.

Почему именно в Пеженгу, такую даль, просил  перевести его  мой дедушка?

В Кологриве в те годы благочинным протоиереем служил очень известный  и уважаемый человек, Феоктист Иоаннович Иорданский (1821-1914). Доподлинно неизвестно, документального подтверждения пока получить не удалось, но вполне возможно, что приходился он моему молодому дедушке родственником, потому, видимо,  и просился дедушка под его покровительство.

А может быть,  просто потому, что  в Успенской церкви села Пеженги  объявилась в то время штатная священническая вакансия:

Так или иначе, 7августа 1906 года священник Михаил Сергеев Иорданский был перемещен к  Успенской церкви села Пеженга  Кологривского уезда, и прослужил он в этой церкви до сентября 1909 года. Здесь, в молодой семье отца  Михаила, родились два сына: Анатолий –  в 1907 году, мой будущий папа, Валентин – в 1909, умерший в возрасте 4-х лет.

Павел Константинов Сперанский1870 г.р., псаломщик Успенской церкви села Пеженга, крестный отец Анатолия Иорданского.

Фото священника Михаила Иорданского и матушки Елены в пору их жизни в Пеженге.

Как им жилось в Пеженге, мне совершенно неизвестно. А ведь могла бы я в свое время порасспрашивать бабушку, она на склоне лет жила у нас, в семье своего сына, родившегося в Пеженге. Но понимание невозвратности и ценности всего того, что было в жизни предков, приходит к нам, как правило, с опозданием… Папа же, в бытность студентом Ярославского Педагогического института, летом 1929 года в рамках студенческой диалектологической практики ездил на свою малую родину для описания говора местных жителей. Отчет об этой поездке даже был опубликован в центральном научном издании:

На склоне своих лет я увлеклась задачей установления происхождения священнического рода наших Иорданских. Заинтересовалась в частности историей  села Пеженга с приходской церковью Успения Пресвятой Богородицы.

 

 

Названием Пеженга объединялись семь деревень Кологривского уезда Костромской губернии –  Забелино, Синяково, Талица (Уродово),  Лом, Таширово, Тимово, Токарево – и несколько хуторов, заселенных бежавшими на дальние заимки крепостными

Время постройки первого храма  в Пеженге неизвестно, однако, в 1645 году существующая в селе Забелино церковь уже  считается обветшалой, и в 1707 году на том же погосте вместо старой строят новую, деревянную же, церковь. В 1836 году появилась на Пеженге каменная Успенская церковь, описание которой приводится  в Книге Иоанна Беляева  Статистическое описание соборов и церквей Костромской губернии, 1863,

в 2-х томах , I – стр 1-202,     II – стр.203-358:

 

Еще в середине прошлого, XX века на Пеженге было 7 больших деревень и несколько хуторов, жило около 2 тысяч человек. К настоящему времени все семь пеженгских деревень исчезли с лица земли, остались безлюдные заброшенные дома.  Местность стала называться «Урочище Пеженга», и лишь одинокая полуразрушенная Успенская церковь продолжает стоять среди бесконечных кологривских просторов (одно из толкований слова урочище — это место, где когда-то жили люди, но по разным причинам покинули его).

Руины Храма Успения Пресвятой Богородицы села Пеженга. Фото 2007 года.

Как верно написал нынешний редактор газеты «Кологривский край» Тимганов Эмиль Кабирович, «невозможно понять историю России без учета огромной роли, которую на протяжении столетий играла православная церковь. Вся жизнь человека, будь то простой крестьянин или наделенный неограниченной властью царь, была тесно связана с храмом. Рождение ребенка, заключение брака, смерть, раскаяние в совершенных грехах или просто желание приобщиться к прекрасному – неизбежно приводили человека под своды церкви, где он находил умиротворение и душевный покой, забывая о трудностях мирской жизни и серых буднях, наполненных тяжелым трудом».                                             Поэтому мне хочется в заключение своей заметке привести имена  тех священно и церковно служителей, что были связаны с Храмом Успения Пресвятой Богородицы села Пеженга. Имена эти скрупулезно по  документам ГАКО подобрала  Г.В. Брезгина, человек с высшим техническим образованием,  бесконечно увлеченная историей костромского духовенства. Вдруг кто-то из читателей увидит знакомую  фамилию и заинтересуется историей своей семьи, узнает или вспомнит своих предков, без которых он не появился бы на этот свет…

Успенская церковь села Пеженга.

 1)1813 год причт:

-священник Иоанн Аврамов, 35 лет, поведения не худого

-дьячок Иосиф Варгасов, 22 лет, поведения не худого

-пономарь Василий Ларионов, 18 лет, поведения похвального

2)                                                       Ревизская сказка

1815 г. ноября — дня Солигаличского духовного правления Кологривской округи

Села Пеженги Успенской церкви о штатных и заштатных священнослужителях,

женах их и детях обоего пола

 

1.Священник Иоанн Аврамов 37 лет

У него дети:

Дионисий 17 лет, находится при отце

Василий 11 лет

Алфей 8 лет

Федор 3 лет

 

2.Дьячек Авраам Павлов

В предыдущую ревизию (1811 года)

55 лет. Умер в 1815 году. У него дети:

Иосиф 23 лет. Произведен

действительным дьячком на место

означенного отца своего

Андроник 15 лет. Находится при брате

праздным

Флегон 7 лет

Иоанн 1 года -сын дьячка Иосифа

 

3.Пономарь Василий Ларионов 20 лет

Сын его Алексей 1 года

 

 

1.Священника Иоанна Аврамова жена Марья

Кондратьева  39 лет.     Дочери их:

-Надежда 6 лет

-Флена 6 лет

-Текуса 1 год

 

 

2.Заштатного дьячка Авраама Павлова жена

Анна Купреянова 52 лет. Дочери их:

-Евдокея 22 лет

-Ирина 19 лет

-Аграфена 11 лет

 

Дьячка Иосифа Аврамова жена

Марфа Никифорова 24 лет

 

 

 

3.Пономаря Василия Ларионова жена

Наталья Тимофеева 21 года

3) 1843 год  —  священник Флёров Василий Васильевич 23 лет

 

 

4) 1848 год, причт:

-священник Михаил Николаевский

-дьячок Григорий Постников

-пономарь Дионисий  Иванов

— его сын Арсений Успенский в 1849 году 9 лет обучался в 1 классе Солигаличского

Уездного    Духовного Училища;  в 1856 году окончил СУДУ; в 1857 году

обучался в КДС,  выбыл в епархиальное Ведомство

-его сын Кесарий Успенский  в 1858 году окончил СУДУ, выбыл в епархиальное

Ведомство

 

5) 1861-1866 годы:

-священник Георгий Рождественский

-его сын Павел Рождественский  в 1866 году 16 лет,  в 1866 году окончил

СУДУи переведен в КДС

 

6) 1871 год  — священник Рождественский Георгий Тихонович

 

 

7)1890 год:

— священник  Колибрин Алексей

— псаломщик  Успенский Кесарий Дионисьевич

— псаломщик  Густов Вениамин Сергеевич

 

8) Позднее:

Священники   Несмеянов Василий Дмитриевич с 1896 по 1903

Муравьев Петр Дмитриевич   с 1903 по 1906

Иорданский Михаил Сергеевич  с 1906 по 1909

Розов Феодор с 1909 по 1912

Троицкий Павел с 1912

Соболев Иоанн с 1913 по 1917

Диаконы         Воскресенский Феодосий Павлович с 1870 по 1872

 

Псаломщики  Сперанский Павел Константинович с 1897 по 1912

Веселков Григорий с 1912 по 1915

Кандидов А. в 1916

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

History and culture of Kostroma county