Из истории электрификации Костромы.

* Марина Недомарацкая,

методист ГАКО

 В конце 70-х годов 19 века общественность многих европейских городов была удивлена необычайным явлением. Во многих общественных местах стало применяться невиданное до той поры освещение – электрическое.

Начало организации инженерной деятельности по созданию в России систем электроснабжения относится к 30 января 1880 года, когда состоялось первое организационное собрание шестого электротехнического отдела Русского технического общества в Петербурге.

В том же 1880 году в Петербурге зажглись первые 120 лапочек, в Москве их горело – 100. Началось строительство первых электрических станций в России.

С конца 19 века центр города Костромы тускло освещался фонарями, заправленными скипидаром. Освещением костромских улиц занимались фонарщики. Обычно их было около двадцати человек. Так в июле 1890 г. освещение города решено было начать с 25 июля поскольку как писал член костромской управы И.К. Колодкин начался «ущерб Луны» (ф. 27, оп. 1, д. 6537, л. 15).

Многие фирмы предлагали лампы накаливания и угли для дуговых фонарей. Вся продукция была произведена за границей (ф. 232, оп. 1, д. 774, л. 5-6; ф. 207, оп. 1, д. 263 л. 14-15).

В некоторых костромских учреждения и организациях были самостоятельные электроустановки небольших мощностей. При Доме костромского губернского дворянства была организована электроустановка мощностью на 192 лампочки накаливания силою света в 16 свечей и 100 лампочек накаливания силою света в 5 свечей. Электростанцию устанавливало Акционерное общество русских электротехнических заводов «Сименс и Гальске».

В кратких правилах пользования электрическим светом в помещении дома дворянского собрания указывалось, что «машинисту необходимо накануне сказать о предполагаемом освещении, означив время начала и конца освещения». Правила предусматривали дополнительную плату за электрическое освещение в связи с продолжительностью мероприятия.

За освящение клуба за вечер взималась плата в размере 2 р. 25 коп. За дополнительное время – 75 коп.

Самостоятельная электрическая установка была и при костромском акцизном складе. В апреле 1913 года в связи с посещением г. Костромы царствующими особами Дома Романовых эта станция была тщательно осмотрена. О работе станции городской инженер Л. Феддер в своем заключении писал: «… все провода, выходящие со станции имеют свое прямое назначение для подачи света в службы и здания, находящиеся при костромском акцизном складе. Общее количество пар проводов выходящих со станции равняется двенадцати» (ф. 756, оп. 1, д. 32, л. 7-7 об.).

В 1904 году Костромская городская дума единогласно решила сделать заем в 950 тысяч рублей для неотложных нужд города, в том числе 150 тысяч рублей предполагалось выделить на строительство электростанции. Но русско – японская война и начавшаяся революция 1905–1907 годов отложили строительство станции. Решено было построить станцию к 1913 году к приезду в наш город Николая II и представителей рода Романовых.

12 марта 1911 года на очередном заседании костромской городской думы обсуждался вопрос об электрическом освещении в городе. Была создана комиссия «Особая по благоустройству г. Костромы к 1913 году». 12 мая 1911 года дума рассмотрела доклад «Особой по благоустройству комиссии…» о постройке станции. На том же заседании городская дума постановила произвести заем под залог городских недвижимых имуществ на постройку станции размером в 365 тыс. рублей. На том же заседании городской думой строительство станции было поручено «Русскому обществу Всеобщей компании электричества».

Здание электростанции должно было располагаться на берегу р. Волги. Машинный зал имел три дизель – мотора по 200 лошадиных сил. Предусматривалось место для расположения четвертого зала. Все здание предполагалось перекрыть крышей на железных стропилах. При станции на нижнем этаже планировалось иметь жилую комнату для заведующего, контору, мастерскую, склад и ванную.

Первая костромская электростанция
Вид на здание электростанции с берега Волги

На верхнем этаже должна была разместиться квартира машиниста. На чердачном помещении размещались баки с нефтью, около 25 пудов каждый. Станция вырабатывала постоянный ток напряжением около 480 вольт. Распределительная система проводов рассчитана была на присоединение примерно 12000 лампочек по 35 ватт каждая или одновременно горящих около 6000 штук.

23 августа 1911 года причтом Благовещенской церкви г. Костромы был совершен молебен на закладке здания станции. На молебне присутствовал городской голова Г.Н. Ботников и гласный думы Москвин. Здание станции было построено по проекту городского архитектора Н.И. Горлицына (Памятники архитектуры Костромской области. Каталог Вып. 1, г. Кострома, часть первая – Кострома – 1996 – с. 58-60).

К началу декабря 1912 года оборудование станции было закончено, и началась ее эксплуатация. В октябре 1912 года городской инженер Л. Феддер обращается в костромскую городскую управу с прошением о выделении дополнительного помещения для хранения счетчиков электроэнергии и электрических лампочек (ф. 207, оп. 1, д. 6702 а, л. 13).

В апреле 1913 года был запущен третий агрегат станции. С 11 по 15 мая 1913 года были проведены испытания дизелей и электрического оборудования при участии профессора Николаевской инженерной академии С.Ф. Балдина и профессора Петроградского политехнического института А.В. Вульфа. В результате обследования комиссия пришла к выводу, что станция пригодна к эксплуатации.

В январе 1914 года началось подключение к станции частных и городских установок. Было подключено 409 абонементов из них частных квартир – 163, торговых помещений – 147, правительственных и общественных учреждений – 30, больниц – 8, церквей – 2, пристаней – 2, учебных заведений и библиотек – 16, типографий – 7, колбасных заведений – 1, мелких мастерских – 1, фотографий – 3, театров – 4, аптек – 3. Стоимость за пользование электроэнергией составляла: от 1 – 3000 квт – 30 коп. за кВт/час; от 3001 – 5000 – 24 коп. и т.д. (ф. 207, оп. 1, д. 6705, л. 1-29).

В 1918 году во дворе станции была построена деревянная механическая прачечная. Необходимость ее строительства обуславливалось тем, что шла Первая мировая война и в Костроме располагалось много военных госпиталей, в которых размещалось большое количество раненых (ф. 207, оп. 1, 1672, л. 38-52).

Промышленность города Костромы после революции стала значительно развиваться. Первая костромская электростанция не справлялась с производственными мощностями. В городе стали строиться и другие мощные станции.

Первая электрическая станция проработала до 1980-х годов и затем была закрыта.

<< Как освещалась старая Кострома

Мы представляем лучшие краеведческие сайты http://starina44.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


*